статья #012 19/04/2017
Виктор Ахломов -
фотограф хорошего настроения
15 апреля 2017 года ушел из жизни знаменитый фотограф Виктор Ахломов,
легендарный "Известинец", полвека проработавший в воскресном приложении "Неделя".
Фотограф хорошего настроения
О Викторе Ахломове - легендарном "Известинце", одном из самых известнейших советских фотографов.
Автопортрет. Фотограф Виктор Ахломов на Соловецком архипелаге, 1973 год.
Из книги "Субъективный объектив" Виктор Ахломов
Совсем недавно отметили 100-летний юбилей газеты "Известия", одного из главных изданий страны, а сегодня прощались с одним из самых известных "известинцев" - фоторепортером Виктором Васильевичем Ахломовым, проработавшим в любимой газете ровно пол века.

Виктор Васильевич Ахломов – один из самых известнейших советских фотографов, весь свой фотожурналистский труд он делал для одного издания – воскресного приложения «Неделя» к газете «Известия». И очень гордился единственной записью в своей трудовой книжке – фоторепортер газеты «Неделя».
Как точно отметил Эраст Галумов, ген.директор издательства «Известия» в 2000-х годах: «Виктор Ахломов – образец известинца». Шутка ли, почти полвека в «Известиях»! Ахломов не был бы Ахломовым, если бы из любого материала не сделал бы чего-то грандиозного. То, что он великий мастер знали все читатели «Известий» и не только. Фотограф Ахломов действительно стал народным и любимым всеми не даром, ведь Виктор Ахломов имеет характеристику фотографа хорошего настроения.

Виктор Ахломов
фотожурналист газеты "Неделя".
Ушел из жизни человек эпоха.
Так говорят обычно об артистах, поэтах, о тех, кто оставил значительный след
в истории общества, в котором жил. За это любимец народа и удостаивается столь почетного титула.
Фотографы люди поскромнее, чаще скромно живут, тихо уходят. Виктор Ахломов был тоже скромным человеком, но и замечательным фотографом, за автора говорили его фотографии. Виктор Ахломов умел делать такие снимки, которые не любить невозможно – светлые, добрые, с юмором и про нас. Мне кажется его можно сравнить по энергетике с Олегом Поповым или Евгением Леоновым, тоже всенародных любимцев.

Виктор Ахломов – яркий пример «шестидесятника». Я глубоко убежден, что «шестидесятники» в нашей стране самое счастливое поколение за последний век – новое поколение, получившее высшее образование в послевоенный период и входившие каждый в свою профессию с безудержным энтузиазмом. Ахломов шел в этом ряду и с другими молодыми людьми искал новые формы выражения в фотожурналистике. Они начали говорить на языке эмоций и создали новую фотографию – фотографию настроения. Романтическое настроение, наполненное поэзией и музыкой, Виктор Ахломов пронес через всю свою жизнь.

Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО
Попробую представить еще одно сравнение. С профессией фотожурналиста
в то время могла конкурировать только одна профессия – космонавт!
Также, как и космонавтика, фотожурналистика позволяет открыть таинственные двери, быть там, где можно увидеть жизнь со стороны. Так, как не может рядовой обыватель. Фотограф Виктор Ахломов владел этим искусством в совершенстве.

Я имел честь быть в его домашней мастерской, где хранится его съемочный архив. Еще одно с вашего позволения сравнение – это как очутиться в элитном винном погребе, только вместо редких вин со всего света – уникальная по составу картотека с негативами. От количества названия мест и известных всему миру имен, понимаешь, что их автор человек-энциклопедия. Виктор Васильевич таковым и был по сути.
КЛИК - КЛИК
Фотограф Виктор Ахломов с надписью КЛИК-КЛИК
на уникальном редакционном снимке известинцев недели,
сделанный через четыре года существования газеты «Неделя» в 1964 году.
Виктор Васильевич примечателен тем, что многие свои знаменитые кадры снял на любимом пятачке перед редакцией – сквере Пушкинской площади, и часто прямо с крыльца редакции.
Жизнь в Переходе.

Когда в отечестве произошла очередная тихая революция с загадочным названием «Перестройка» для фотографов наступили благодатные времена. Любители жанровых сцен могли наблюдать небывалые доселе редкие сюжеты. На улицы вышли не только отдельные музыканты. Целый симфонический оркестр на площади Маяковского траурно играл о своем бедственном послереволюционном положении.
В подземных переходах на Пушкинской площади появились десятки кустарей. Предлагающих свою эксклюзивную продукцию. И все они не стеснялись фотокамеры. Скорее наоборот. Подтверждая фразу Ильфа и Петрова:
«Без паблсити – нет просперити». По-русски: без рекламы – нет признания.
То есть торговли.
Я понял, что и для меня, как фотографа настали именины сердца. Я уже не ходил в подземных переходах без фотокамеры. Я работал над вечной темой: жизнь в переходе. Виктор Ахломов

Плевать мне на Мальтуса.

Истинно вам говорю. С этого снимка «Плевать мне на Мальтуса!»
в советской журналистике завелась новая рубрика для игры с читателем.
В шестидесятых годах это было – «придумайте подпись». Позже крупные газеты трансформировали ее во «Что бы это значило?» Острословам и умникам, победителям обещали скромные подарки. Иногда в материальном исчислении.
Если кто забыл про английского ученого Томаса Говарда Мальтуса, напоминаю. Он первым предупредил человечество о перенаселении планеты. Просчитал, что в семье, любой, а не только китайской, желательно иметь по одному ребенку. Иначе всем не хватит воды и пищи. Мировое сообщество еще при жизни Томаса объявило его учение ложным и вредным. Но это и помогло мне получить за снимок Гран-при на фотоконкурсе в болгарском городе Габрово. Там в середине семидесятых образовалась демографическая яма. А смешной снимок интеллигентного папаши должен был призвать молодежь к улучшению ситуации. Так, эта фотографии на фестивале юмора приобретала некий государственный подтекст. Виктор Ахломов
Плевать мне на Мальтуса. Золотая медаль Фестиваля юмора в Габрово. 1965
Фото: Виктор Ахломов (Известия)
ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ НАРЦИСС
Фотограф Виктор Ахломов – великий любитель автопортрета.
Кто сказал, что "селфи" признак цифровой эпохи. В коллекции Ахломова более 200 автопортретов еще "пленочных селфи" сделанных по всему миру роллейфлексами и никонами.
Он глубоко изучал феномен автопортрета во всех жанрах искусства, даже
в музыке.
"Что касается меня, то я давно уже не пропускаю ни одного случая "Щелкнуть" свое отражение в зеркалах комнаты смеха, в витринах магазинов или снять свою тень на фигурной брусчатке площади. Так что, Если желаете, можете назвать меня фотографическим Нарциссом. Я не обижусь."
Виктор Ахломов
СОКАМЕРНИКИ
"СОКАМЕРНИКИ" - фотографы Павел Маркин (Санкт-Петербург) и Виктор Ахломов (Москва).
Москва, Фотоцентр 17 апреля 2012 года. Фото: Василий Прудников
Фотовыставка «Сокамерники» - это совместный проект двух закадычных друзей. Они, как фотолетописцы истории, заметили, что сами фоторепортёры редко попадают в объектив фотокамер. И чтобы исправить эту традиционную оплошность Виктор Ахломов и Павел Маркин создали уникальную коллекцию репортажных портретов своих коллег от Свищова-Паолы и Бальтерманца до современных молодых, но уже известных фотокорреспондентов и фотохудожников, которые своим творчеством создавали и создают Фотолетопись Мира.
Фотограф Виктор Ахломов о фотографии и коллегах
Видео фрагменты с творческой встречи на фотовыставке "СОКАМЕРНИКИ"
о фотографе Викторе Ахломове.
Москва, Фотоцентр 17 апреля 2012 года.

Виктор Ахломов принимает книгу в подарок от друга Вильгельма Михайловского у себя дома.
10 октября 2013 года. Фото: Василий Прудников
Виктор Ахломов всегда останется в памяти, особенно у тех, кто был с ним знаком и дружил. Мне повезло дружить с мастером. И в память остался бесценный для фотографа подарок - личный фотоувеличитель Fokomat. Он не в музее и не на частной квартире, он работает! На нем ежедневно занимаются студенты Института Фотографии в РУСС ПРЕСС ФОТО. Мы обязательно сделаем именную табличку и молодые фотографы всегда будут не просто знать великого фотографа, но и стараться снимать лучше!
Василий Прудников
РУСС ПРЕСС ФОТО
ХОТЬ И УМЕР, А ЖИВЕШЬ...
Эта афористическая строчка Арсения Тарковского из стихотворения "Фотография" прекрасна и точна. Так писал в своей книге Виктор Ахломов
Фотография

В сердце дунет ветер тонкий,
И летишь, летишь стремглав,
А любовь на фотопленке
Душу держит за рукав.

У забвения, как птица,
По зерну крадет - и что ж?
Не пускает распылиться,
Хоть и умер, а живешь -

Не вовсю, а в сотой доле,
Под сурдинку и во сне,
Словно бродишь где-то в поле
В запредельной стороне.

Все, что мило, зримо, живо, Повторяет свой полет,
Если ангел объектива
Под крыло твой мир берет.

Арсений Тарковский

Виктор Ахломов в Ясной поляне. 2001 год
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
В материале использован авторский текст и фотографии Виктора Ахломова
из изданий "Субъективный объектив" и "Игра в дурака по-научному".
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda