статья #013 22/12/2018
Лев Бородулин - звезда
мировой спортивной фотографии
21 декабря 2018 года на 95 году ушел из жизни мастер спортивной фотографии - легендарный советский фотограф Лев Бородулин. Его снимки стали эталоном репортажной фотографии.
ЛЕВ БОРОДУЛИН
«Лучших фотографов России я уже знал с детства. Когда мне было уже около четырех лет, оказался в гостях у пионера советской фотографии, легендарного Н. Свищова-Паоло. В память об этом осталась моя детская фотография и мечта стать фотографом». Лев Бородулин
Фотограф Лев Бородулин призывает «перековать штыки на штативы».
Москва. Июнь 1992. Фото А.Воронина
С самого начала этого года (2018) в разных странах проходили выставки приуроченные 95-летию знаменитого на весь мир легендарного спортивного фотографа Льва Бородулина. Под самый конец года его не стало.

Лев Абрамович Бородулин – классик советской и израильской фотографии, легендарный спортивный фотограф. Родился в Москве в 1923 году. В 1940-м поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушел на фронт. Прошел всю войну, дважды был серьезно ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина». В качестве трофея привез фотоаппарат Leica и, совсем не от творческих мотивов начал фотографировать – зарабатывал на кусок хлеба, чтобы прокормить престарелых родителей. По поручению бывшего командования составлял фотолетопись своего полка – делал снимки однополчан, и по собственному интересу собирал фотографии у знаменитых фотографов, которые снимали войну. Так началось собирательство, выросшее впоследствии в страсть жизни.

Лев Бородулин
Портрет Льва Бородулина, будущего легендарного советского и мирового масштаба фотографа. Москва. 1947 год.
«Я начал с Евгения Халдея – автора самых знаменитых военных фотографий: сгрудившиеся у репродуктора люди слушают речь Молотова на московской улице, дорожный регулировщик на Александр-плац в Берлине, водружение знамени победы над Рейхстагом. Мастера не только охотно делились со мной снимками, но и рекомендовали меня коллегам. Так я попал к Рюмкину, Шагину, Альперту. В конце концов, я так влюбился в фотографию, что и сам стал фотографом».
Лев Бородулин, фотограф
Возвращение с лыжной прогулки. Москва, 1956 Фото: Лев Бородулин
После войны вернулся доучиваться в институт.
Примерно тогда же, в послевоенные годы, Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник». Затем долгое время работал в фотолаборатории (благодаря приобретенным там техническим навыкам, впоследствии стал одним из первых «цветников» в Советском Союзе). Постепенно его снимки начали публиковать в различных журналах. Работал в журнале «Спортивная жизнь России», одновременно снимая и для других изданий, а в конце 50-х Бородулин стал фотокорреспондентом самого популярного журнала в стране «Огонёк».
Огонёк
Как говорит сам Бородулин, он с голодухи «и нафотографировал» всевозможные спортивные соревнования, которые очень любил. Да так нафотографировал, что эти снимки напечатали в одном из ведущих журналов страны, а Бородулина через несколько лет признали классиком спортивной фотографии. А еще через несколько лет, когда Бородулин уже эмигрировал из Страны Советов на Землю обетованную, его работы стали продаваться на аукционах «Sotheby's», «Christie's» и «Swann».
«Папа, больше жару!»
(на снимке народный артист СССР Михаил Жаров с дочерьми делает зарядку).
Фото: Лев бородулин ("Огонек")
В журнале «Огонек», где я проработал почти всю свою жизнь, меня вдохновляли практически все. Там было очень много хороших творческих людей. Семен Фридлянл привел меня в «Огонек», у нас там была общая фотолаборатория с Дмитрием Бальтерманцем. Мы часто обсуждали наши работы. Впоследствии он стал моим босcом, прекрасно разбирался в фотографии и предоставлял мне много творческой свободы. В «Огоньке» фотографу никогда не говорили, как и что надо снимать.
Лев Бородулин, фотограф
Спорт и искусство
В то время фотография должна была в первую очередь выполнять агитационные функции.
Лев Бородулин, художник по образованию и убежденный формалист, последователь основателей советского модернизма Александра Родченко и Бориса Игнатовича, выбрал единственную область, в которой художник мог быть относительно свободен от идеологических установок – спорт. Он не хотел быть частью пропагандистского аппарата, его интересовало искусство.

Спорт и искусство. 1978 год
Лев Бородулин

Ласточка. 1960
Лев Бородулин
Баскетбольный балет. 1960-е
Лев Бородулин
В Космос! 1964
Лев Бородулин
Водный фестиваль. Москва. 1959
Лев Бородулин
Восьмерка. 1955
Лев Бородулин
Лидер. 1957
Лев Бородулин
На вираже. Уфа, 1957
Лев Бородулин
Поверх барьеров. 1978
Лев Бородулин
С вышки! 1960
Лев Бородулин
Спартакиада. 1959
Лев Бородулин
Спортивный орнамент. 1956
Лев Бородулин
Экспрессия. 1959
Лев Бородулин
Когда Лев Бородулин стал фотокорреспондентом самого популярного журнала в стране «Огонек», в течение пятнадцати лет его свобода была практически неограниченной – по заданиям редакции он выезжал на Олимпиады и все значимые спортивные события в мире.

Снимки Бородулина сразу перешагнули рамки официальных фоторепортажей, фиксирующих успехи Советского Союза. В каждом движении спортсменов, в пластике их фигур, в линиях рук он видел четко отточенный рисунок или сложно переплетающийся орнамент, улавливал самые тонкие чувства, черты характеров спортсменов. Умение мастерски «словить» мгновение, выстроить композицию, расставить акценты переводило снимки Бородулина в сферу высокого искусства, делало эмблемой эпохи.
Тет-а-тет. Рим. 1960 Фото: Лев Бородулин
В 1960-х Лев Бородулин стал бесспорным лидером спортивной фотографии.
В 1964 году английский ежегодник Photography Year Book назвал его звездой мировой фотографии, в 1967-м он был признан лучшим фотографом года по версии японской газеты «Асахи», в 1971 году в Мюнхене за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью.
Первая олимпийская золотая медаль — советская!
Лев Бородулин настолько любил и был пропитан спортом, что даже уже не будучи спортсменом, фотографом умудрялся получать спортивные награды – на фотовыставке, приуроченной к открытию Олимпийских Игр в Мюнхене в 1972 году, его фотография получила золотую медаль, что дало повод газете «Правда» гордо заявить в заголовке статьи: «Первая олимпийская золотая медаль — советская».
Фотоэтюд, отмеченный золотой олимпийской медалью в Мюнхене, – «Тренер Викентий Дмитриев и его будущие чемпионки» (Витебск. 1964 г.).
В кадре – выдающийся витебский тренер по художественной гимнастике и его юные ученицы.
С юмором - значит с любовью!
Я был спортсменом, играл в баскетбол. И даже выступал за сборную Москвы. Наверное, с этого и началась любовь к спортивной фотографии. Кроме того, спортивная фотография защищала меня от идеологии и политики.
Лев Бородулин, фотограф
Старт пловцов. 1956
Лев Бородулин
Богатырская дружина. Советские штангисты. Мехико, 1968
Лев Бородулин
А судьи кто? Москва, 1960
Лев Бородулин
Золотая рыбка. 1968
Лев Бородулин
На брусьях. 1969
Лев Бородулин
Нокаут. 1955
Лев Бородулин
Радость победы. Серж Ркдинг. Мехико, 1968
Лев Бородулин
Разворот. 1970
Лев Бородулин
Тренеры хоккейной сборной СССР Анатолий Тарасов и Аркадий Чернышев. Гренобль. 1968
Лев Бородулин
Чемпионат мира по хоккею. Стокгольм, 163
Лев Бородулин
Штангист. 1960-е
Лев Бородулин
Эстафета. 1969
Лев Бородулин
Олимпийский факел Мехико-86
Лев Бородулин
Но, даже спортивная тематика была не до конца избавлена от внимания цензуры. Сильно скандальным снимком Льва Бородулина стал «Прыжок с вышки». Фотография украсила обложку «Огонька», посвященную Олимпиаде 1960 года в Риме. На следующий день газета «Правда» вышла с разгромным письмом «читателя», под этим прикрытием от имени народа, главный идеолог страны Михаил Суслов выразил возмущение на неожиданный и вызывающий для того времени ракурс взгляда фотографа.
"Читатель" товарищ Суслов, который однажды поутру, решив полистать периодическую печать, увидел на обложке уважаемого советского издания девушку, летящую с вышки. Поскольку Бородулин фотографировал спортсменку чуть выше высоты ее полета, то девушка вышла на фото не в профиль, не анфас и даже не боком, а самым натуральным советским задом.
Он разнес в пух и прах манеру съемки фотографа, обвинив в формализме, обозвал снимок „летающей ж…" и раскритиковал за формализм.
За Бородулина вступился тогда главный редактор журнала Анатолий Софронов, взяв всю вину на себя, а много лет спустя тот самый снимок был продан на аукционе Sotheby's за 3 793 доллара.

Рассказывали, что в 2003 году на выставке приуроченной к 80-летию автора, посетители совсем не интересовались у консультантов особым бородулинским подходом к фотографии, не спрашивали даже о стоимости этих фотографий, а на входе задавали билетерше один и тот же вопрос: «А ж… будет?» На что билетерша уже привычно отвечает: «Конечно, будет, куда же без нее».
«Ж…» – это, пожалуй, самый известный и дорогостоящий снимок.
У Бородулина - "рыбий глаз"
Фотограф Лев Бородулин был первым обладателем в СССР сцецифического объектива "рыбий глаз" (fish eye). Благодаря этому стал и первым автором таких необыкновенных снимков как «Мы играем в волейбол» и «Гимнастический круг», сделанные с помощью этого фотообъектива.
Гимнастический круг. 1969 Фото: Лев Бородулин
Borodulin Collection
В 1973 году на пике славы Лев Абрамович Бородулин эмигрировал в Израиль. Там он продолжил любимую работу не менее самозабвенно, тем более главным цензором теперь выступал собственный вкус и чутье художника и стал одним из известнейших израильских фотохудожников. Он прославился и как успешный коллекционер, создав с сыном Александром Фонд Borodulin Collection – одно из крупнейших в мире собраний классической советской фотографии. http://www.borodulincollection.com/



Лев и Александр Бородулины, 1997

Пять советов фотомастера Льва Бородулина
  1. Стараться отходить от группы фотографов и быть немного вдалеке.
  2. Концентрироваться не только на победителях, но и на побежденных.
  3. Самое главное – думать, прежде чем снимать. Хотя это не всегда получается.
  4. Думать не только о моменте, но и о ракурсе.
  5. Очень важно предугадывать момент.
Фотограф Лев Бородулин призывает «перековать штыки на штативы».
Москва. Июнь 1992. Фото А.Воронина
Гонки на велотреке. 1963
Гонки на велотреке. 1963. Фото: Лев Бородулин
В спорте было два великих Льва – вратарь Яшин и фотограф Бородулин. Один искусно брал мячи, второй "забивал" гениальные кадры! Лев Бородулин в 60-е годы прошлого века поднял планку мастерства спортивного фотографа так высоко, что дало превосходную школу для отечественных фотографов. Отрадно, что и сегодня советско-российская спортивная фотография традиционно очень сильна в мире. А я считаю и лучшая!
Василий Прудников
РУСС ПРЕСС ФОТО
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
В материале использован авторский текст и фотографии Льва Бородулина.
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda