21/06/2020
Я НЕ ФОТОГРАФ!
21 июня 2020 года в возрасте 67 лет ушел из жизни философ и фотограф из Йошкар-Олы Сергей Чиликов. Он был одним из лидеров новой советской фотографии 1970-х, яркой личностью в соц-арте и одним из основателей творческой группы «Факт»
ВИЗУАЛЬНЫЕ МИЗАНСЦЕНЫ
СЕРГЕЯ ЧИЛИКОВА
Сергей Чиликов — йошкар-олинский фотограф со сформировавшейся стилистикой и выраженной эстетикой. И этот факт является достаточным аргументом, чтобы проявить интерес к его фотографиям.
Из цикла "Азартные игры". Самара, 2004 Фото: Сергей Чиликов
Сегодня не стало удивительного художника, фотографа и философа из Йошкар-Олы Сергея Чиликова. Онкология.
Как у настоящего художника у него всё было на контрасте – скромный, но провокационный, художник и документалист и не сразу скажешь кто в нём сильней, всемирно известный как фотограф, но сам лично утверждает, что никогда им не был и как настоящий художник невероятно самокритичен к самому себе. Главное, меня в его творчестве, это сильнейшая фотографичность, изобразительность и искренность.
Благодарен судьбе, что она подарила с Сергеем знакомство и общение. Теперь будем общаться с ним через его книги, фотографии, мысли…
Василий Прудников
РУСС ПРЕСС ФОТО
Фотограф Сергей Чиликов
Фото: Юрий ЕВЛАМПЬЕВ
Фотограф Сергей Чиликов

Чиликов — один из лидеров новой советской фотографии 1970-х, яркая личность в соц-арте и один из основателей творческой группы «Факт»." (Guardian), фотограф, кандидат философских наук, преподаватель.

Родился в 1953 году в селе Килемары, Марийская АССР. Окончил Марийский педагогический институт. С 1976 по 1991 преподавал в вузах Йошкар-Олы.

Фотографией Чиликов начал заниматься в 1976 году в творческой группе «Факт», куда входили три чебоксарских фотографа и два йошкар-олинских. Группа в 80-х годах устраивала, по сути, первые в республиках фотовыставки и фотопленэры, собиравшие толпы зрителей и знакомившие их с фотографией как с видом искусства. Группа оказалась уникальной не только в своем регионе, но и во всей России. За 22 года после распада группы в 1990 году ни в Йошкар-Оле,
ни в Чебоксарах аналогов группы «Факт» не возникло.

Очень скоро он стал лидером нонконформистской фотографии в своем регионе. Сергея Чиликова называют «фотографом среди философов и философом среди фотографов». Автор книги по русской аналитической философии «АРТСЕГ. Владелец вещи, или Онтология субъективности. (Теоретический и исторический очерк)».

Работы Сергея Чиликова являются формально постановочными.
Характерным для Чиликова приемом является использование реальных персонажей (и предметов) в реальной среде и обстоятельствах. Нереальны только их отношения: они режиссируются автором. Сергей Чиликов создает своё игровое поле там, где снимает, где узнаваемые персонажи расставляются в узнаваемом пространстве.
С 1989 года Чиликов работает над сериями о путешествиях по городам Советского Союза. В результате создал обширные фотоциклы, наиболее известные из них «Деревенский Гламур», «Фотографические провокации», «Пляж», «Философия путешествия», «Колоризмы», «Азартные игры» и другие, изображают скрытый эротизм деревенских жителей, провинциальных городов, который представляется даже более жизненным в контрасте с депрессивной средой конца перестроечного периода в России.

Организатор «Аналитических выставок фотографии (биеннале) в Йошкар-Оле» в 1980—1989 и ежегодных фотографических пленэров «На Кундыше» с 1980 г.
Издатель книги «Фотография в Йошкар-Оле» 1985 г.
Автор книги по русской аналитической философии: «АРТСЕГ. Владелец вещи, или Онтология субъективности. (Теоретический и исторический очерк)» (Йошкар-Ола, 1993).

Творчество Сергея Чиликова представлено по всему миру Галереей Гринберг Grinberg Photos (Москва).
Дополнительный материал о творчестве Чиликова:
http://www.artperehod.ru/02_Project/10_FRU/01_Tchilikov/190_tchilikov.html
Для меня фотография – только средство показать что-то большее, что-то, что от нее не зависит. Я, как человек, владеющий словом, придумал себе два самоназвания – "съемщик" и "визуалист".
Сергей Чиликов
Фотограф
Имя это среди фотографов уже незыблемое, хотя как персонажу вернисажей
и вполне серьезных статей ему далеко до монументальности – слишком живой и неожиданный это человек. Впрочем, как и его то отстраненные, то ироничные вплоть до фарса фотоработы. Его называют то певцом «скрытого эротизма», перед камерой которого спокойно раздеваются провинциальные домохозяйки, то открывателем «деревенского гламура». Но больше напирают на такой космос, как «коллективное бессознательное». Сам же он в одном из интервью определил для себя фотографию как «только средство показать
что-то большее». Как человек, владеющий словом, придумал себе два самоназвания – «съемщик» и «визуалист». Рита Кириллова
«Съемщик» и «Визуалист»
Сергей Чиликов на вернисаже выставки номинантов «Премии Кандинского 2». Москва,2008 г.
Фото: Сергей Чиликов
Фото: Сергей Чиликов
Жанровая фотография. Это так понятно – про жизнь. Без декора, без абстракций. Даже без природы. И самого – портретируемого человека – потому что разве это жизнь. Получается, что жанровая фотография – это собственно и есть фотография, а всё остальное – прикладные жанры.
Я же ничем другим и не занимался, кроме философии, которая то же о человеке и его бытии.
Сергей Чиликов, фотограф
"Немая жизнь"
Из серии "Немая жизнь". Фото: Сергей Чиликов
Из цикла "Русские без России". Фото: Сергей Чиликов
— Сюжеты – как в жизни. Каждая съемка – это новая жизненная ситуация. И моя задача состоит в том, чтобы вывернуть ее наизнанку. Как я выворачиваю? Сначала я выбираю степень условности. Если люди зависят от меня финансово, то есть готовы заниматься самыми извращенными вещами перед камерой, я поднимаю планку условности достаточно высоко. Если людей желательно не трогать, но ситуацию надо разломать, то я ищу моменты, когда она ломается. Можно сделать карточку, в которой условности, сделанности, не будет. Но тогда должно быть чувство спонтанности. Работает все – от интуитивного чувства момента до полной выстроенности кадра. Но когда должно быть что – зависит от стечения обстоятельств.
Сергей Чиликов, фотограф
Из цикла "Бытовой". Перед грозой. Кундыш, 1994 Фото: Сергей Чиликов
— Моя фотография популярна, хорошо ложится на сердце зрителю.
И реакции разнообразны – от восторженного визга до хохота под столом. Поскольку есть ключ обыденности, персонажности, сюжетности – все ключи, которые обыденному сознанию понятны – фотографии принимают хорошо.

Есть еще один интересный момент. Когда у меня была выставка в Риме, на фестивале, люди подходили к моему стенду и спрашивали:
"Это фотография? Вот так она и должна выглядеть?" Современное искусство препарирует фотографию разными способами, и люди забыли, как выглядит фотография, сделанная не как картина, не как объект, а как фотография. И им нравится.

Я вообще считаю современную фотографию заскорузлой, говорящей на птичьем языке. Когда фотограф выдумывает какую-либо систему понятий, интеллектуальное обрамление, которое не опирается на мое – зрительское – обыденное восприятие, то моя реакция проста: пусть играет.
Сергей Чиликов, фотограф
"Фотография / философия"
Теоретическое мышление имеет возможность рассмотреть все что угодно, но из этого следуют его ошибки.

Моя работа основана на наблюдениях. Мало придумать композиционную схему для серии, она не будет работать без деталей.
А детали нужно подсмотреть и найти. И хотя зрительная память у меня отсутствует, когда начинаю работать, все детали как скульптуры в музее встают у меня в голове. В результате у меня полное ощущение, что не
я это делаю, а просто... так надо.
Сергей Чиликов, фотограф
Из цикла "Колоризмы". 1995 Фото: Сергей Чиликов
Большинство фотографов интересуют разные вымученные, совершенно неестественные темы. Они стараются людей переломать, поставить в какие-то позы. Меня же интересует только то, что человек сам может и хочет показать. Возьми обычного фотографа, поставь перед ним девушку и спроси: "Будешь ее снимать?" Он ответит тебе:
"Ну, у нее талия широковата, и лицо платочком хочется накрыть,
и вообще..." А мне интересно все! Меня все устраивает!
Одно только не годится – это когда человек отказывается вставать перед камерой. Логично, да? А если уж он оказался перед объективом, он становится интересен весь, целиком. Он начинает морщиться, и то ему не нравится, и это, начинает разбираться со своими комплексами, сжиматься. И это мне тоже важно.

Сергей Чиликов, фотограф
Из цикла "Колоризмы" Серия "Дамы" Йошкар-Ола, 1992 Фото: Сергей Чиликов
Я рисовал, и музыкой занимался – у меня целый оркестр был. Просто фотография сразу ко мне пристала как приклеенная. Но я все равно не понимаю, как это многие мои знакомые и коллеги говорят про себя:
"Я фотограф". Вот я как раз не фотограф, никогда им не был, и сейчас все меньше и меньше двигаюсь в этом направлении.


Сергей Чиликов
Фотограф
Так получилось, что выступление Сергея Чиликова в нашем Институте фотографии в конце 2019 года стало последним публичным выступлением.
И никто не подозревал, что он с болезнью уже три года. Сейчас понятно как сам он ценил такие встречи, буквально впитывал общение и одновременно выдавал, делился от себя без лимитно…

22.10.2019. С огромным интересом прошла творческая встреча с йошкар-олинским фотографом Сергем Чиликовым. Сергей устроил настоящий перформанс с показом своих работ в печатном виде (для молодых перформанс :), а раньше - обычный клубный показ), подписал книги, много душевно рассказывал про свою фотографию.

А еще он сказал, если карточка не достаточно мерзкая, значит она не достаточно получилась хорошо. Но это думаю лукавство, игра. Стиль провокационный, но, что мне очень понравилось, впереди у Сергея все жевсегда стоит фотографичность, изобразительность и искренность.

Василий Прудников, Москва РУСС ПРЕСС ФОТО

Сергей Чиликов на встрече со студентами ИПЛФ. Москва, 22.10.2019 Фото: Василий Прудников
Подготовлено:
Институт Фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО
http://mipap.ru/
Использованы фрагменты статей Юрия Евлампьева, Риты Кирилловой интервью Валентина Дьяконова.
Made on
Tilda