14/12/2019
От ремесла к искусству
Альбом-книга, выпущенная в 1967 году представляет максимально полную коллекцию фотографий великого советского вождя, сделанных как фотохудожниками и фоторепортерами, так и родственниками Владимира Ильича.
Автор-составитель Л.Ф. Волков-Ланнит не только воедино собрал все значимые и очень редкие снимки, но и дает описание и истории создания этих снимков на основе воспоминаний самих авторов-фотографов Ленинианы. Включены тексты Ленина о значении фотографии.
От ремесла
к искусству
Советский фотограф Моисей Соломонович Наппельбаум (1869 – 1958)
вошёл в историю мировой фотографии как мастер психологического портрета. Использовал неповторимый авторский стиль.
Поводом для этой статьи послужил подарок, сделанный в библиотеку РУСС ПРЕСС ФОТО так уж получилось – аккурат в День рождения великого советского вождя В.И. Ленина 22 апреля.

Подарок – альбом-книга "В.И.ЛЕНИН в фотоискусстве", вышедшей в 1967 году тиражом 25 000 экз.
Подарок на самом деле актуальный не только по дате вручения, актуальней было бы, например в следующем 2020 году, когда
у В.И. Ленина будет серьезный юбилей – 150 лет со Дня рождения.
Актуальный – поскольку у нас не только огромная библиотека по фотоискусству и истории отечественной фотожурналистики, в которых "лениниана" в советский период занимала особое место, но и в том, что у нас находится фотокамера одного из официальных фотографов Ленина – Моисея Соломоновича Наппельбаума.
Теперь, РУСС ПРЕСС ФОТО располагает полным комплектом – камерой и полной историей создания одних из самых значимых кадров, сделанных в том числе ею в истории ленинианы.

Да, в современное время вряд ли кто-то будет умиляться данной подборкой фотографий, в советский период таких карточек был переизбыток, я даже удивлен скромному тиражу (25 000) для такого издания, но определенно точно вижу историческую и методологическую ценность данной коллекции.

В книге приведены пожалуй все значимые качественные фотографии, общим количеством 150 шт., с точным указанием авторства, события и места съемки. Приведены работы всех фотографов, снимавших вождя, среди которых и его младшая сестра Мария Ульянова.

Фотографы, системно снимавшие В.И. Ленина:
М.С. Наппельбаум, П. Оцуп, В. Феоктистов, К. Кузнецов, Л. Леонидов, А. Савельев, К. Булла, В. Булла, Л.Б. Красин, В. Лобода, В. Бик,
И. Шарыгин, Везенберг, Ю. Мебиус, Б. Вигилев, В. Плейер,
В. Мальмстрем, Д. Лещенко, Н. Смирнов, Н. Алексеев, Ф. Зубков,
Н. Агапов, Г. Гольдштейн, Ф. Феофанов, М. Боткина, Е. Валлуа,
П. Жуков, А. Левицкий, М.И. Ульянова, П. Новицкий, Д. Лещенко,
А. Штеренберг
Среди них основными фотографами, как сейчас говорят "личниками" являлись Петр Оцуп, Моисей Наппельбаум и Лев Леонидов.

Кроме энциклопедических ценностей, книга-альбом интересна еще и тем, что она действительно фотографична, в ней минимум стандартной для того времени пропаганды. У книги прекрасный для того времени дизайн и верстка. Автор-составитель, советский историк фотоискусства Леонид Филлипович Волков-Ланнит уделил максимум внимания описанию знаковых фотопортретов Ленина и истории их создания, на основе воспоминаний фотомастеров и кинодокументалистов, приводит интересные высказывания Владимира Ильича о значении фотографии как "образной публицистики".
Недаром, одним из важнейших изданий молодой советской республики стал журнал "Советское фото".

Наппельбаум М.С.
Русский, советский фотограф портретист.
Я учился у человека, бравшего интервью у фотографа, снимавшего Ленина. Моим педагогом был легендарный в советской фотографической среде последний главный редактор журнала "Советское фото" журналист-историк Григорий Михайлович Чудаков.
А фотограф, друг Чудакова - Моисей Соломонович Наппельбаум. Вот так, в три касания сжался век времени. Благодаря этому у нас и хранится та самая камера, на которую Наппельбаум снимал Ленина.
Мы ее так и называем - "ленинка".
Василий Прудников
директор РУСС ПРЕСС ФОТО
ЛЕНИНКА
В.И. Ленин. Москва, октябрь 1918 года. Фото: М.С. Наппельбаум
И его фотокамера, на которую снят этот портрет
Та самая личная фотокамера знаменитого советского фотографа портретиста - Моисея Соломоновича Наппельбаума. Универсальная камера "Acme" системы Мак' Келона, формата 30х40 см, сделанная английской фирмой "W.Watson&Son,Ltd." по личному заказу фотографа.

В 1918 году мастер снял на нее известный портрет В.И. Ленина.
В 2010 году камера по заказу РУСС ПРЕСС ФОТО была отреставрирована, сейчас полностью в рабочем состоянии, и наши студенты Института фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО, сейчас имеют честь на нее снимать!
If a building becomes architecture, then it is art
Володе было четыре года, когда симбирский фотограф Закржевская усадила присмиревших детей перед таинственным ящиком на трех ножках, накрылась сама черным балахоном и привычно сказала, что сейчас вылетит птичка.
От симбирского периода жизни Владимира Ильича кроме детской фотографии остались еще три: групповая семейная и два небольших снимка .
На групповой фотографии отец, мать... Шестеро детей разных возрастов окружают их... Обычная карточка, каких много в старинных альбомах, но необычна эта семья, семья Ильи Николаевича и Марии Александровны Ульяновых. Все дети их стали революционерами, а имя большелобого девятилетнего мальчика-гимназиста, который пристроился у колен отца, узнал потом весь мир.
Эта фотография, сделанная в 1879 году, — единственное документальное изображение, на котором семья Ульяновых запечатлена вместе.
If a building becomes architecture, then it is art
И вот навстречу Наппельбауму вышел самый обыкновенный и на редкость скромный человек, простой в обращении, подвижный и в то же время сосредоточенный, внутренне собранный. «С первого же мгновения меня поразила его простота,—вспоминает фотограф.—Ни малейшей позы, ни одного движения, бьющего на эффект. Невысокого роста, широкоплечий, в люстриновом пиджаке, из нагрудного кармана которого торчало «вечное» перо, быстрый и четкий в движениях, красиво посаженная голова с большим, открытым лбом...».
Острый глаз портретиста торопился подмечать детали. Перед ним возникла труднейшая задача: запечатлеть гармоническое сочетание гениального ума и величие духа с благородной простотой и естественностью. Но как это выразить средствами фототехники?
Маленькая комната, отведенная под кабинет, вмещала лишь письменный стол и несколько стульев. Съемку решили провести в конференц-зале, широкие окна которого давали больше света. (Взятая с собой дорожная камера 24X30 см имела объектив Фохтлендера «Колинеар» невысокой светосилы 1 :7.) По словам Наппельбаума, в непривычной обстановке ему долго не удавалось сосредоточиться и найти лучшую точку съемки.
Деловая атмосфера Смольного давала себя знать: Ленина часто отвлекали— приходили люди, приносили на подпись документы, обращались за разъяснениями.
Выбор лучшего места съемки исключался. Единственное, на что решился фотограф, — попросил Владимира Ильича прислониться к спинке стула. «Неожиданно лучи заходящего зимнего солнца, проникнув в зал сквозь тусклые стекла окон Смольного, осветили лицо и голову Ленина,— пишет Наппельбаум. — Чтобы подчеркнуть поразившее меня очертание головы, я приподнял при съемке аппарат. Желая уловить выражение глаз и освещение лица, я рискнул недодержкой, — поторопился закончить съемку. Чтобы подчеркнуть ширину плеч, как мне казалось, характерную для Владимира Ильича, я взял пластинку в ширину»6.
Кто не знает теперь этого фотопортрета, простого по композиции и выразительного по характеристике? Падающий сверху свет охватил купол крутого лба и выделил мягкой светотенью грани волевого лица. Голова немного закинута назад, сжатые губы чуть тронуты улыбкой, а пристальный, сосредоточенный взгляд направлен далеко вперед.
— Не будем мешать! Сейчас диктатура фотографа!
Впоследствии Наппельбауму довелось фотографировать Ленина и в группах (на I конгрессе Коминтерна, I Всероссийском съезде трудовых казаков, на съезде профсоюзов). Он же автор парного портрета «В. И. Ленин и М. И. Калинин», осуществленного 1 марта 1920 года во время работы казачьего съезда. На открытии съезда Ленин не смог присутствовать: он был очень занят. А на следующий день М. И. Калинин объявил, что перед делегатами с речью выступит Владимир Ильич. Съемка происходила по окончании заседания в фойе Колонного зала Дома союзов. Фотографу тогда удалось сделать несколько сюжетов. Причем он так долго и старательно усаживал каждую группу, что Ильич шутливо заметил:

— Рассаживаете, как гостей на крестьянской свадьбе.

Среди участников нашлись фотолюбители, отвлекавшие мастера советами. Наппельбаум начал нервничать. От внимания Владимира Ильича не укрылось его волнение, и он громко сказал собравшимся:

— Не будем мешать! Сейчас диктатура фотографа!
Ленин и Калинин в Доме союзов в группе делегатов 1 всесоюзного съезда казаков. Москва, 1 марта 1920. Фото: М.С. Наппельбаум
С фотоаппаратом в Горках
В.И. Ленина фотографировали не только профессиональные фоторепортеры. Среди своих фотодело освоила младшая сестра Владимира Ильича - Мария.

По просьбе Марии Ильиничны Ульяновой, фотограф В. Лобода приобрел для нее фотоаппарат и в короткий срок обучил технике фотографирования. (Этот аппарат сейчас находится в Музее В. И. Ленина.) Ученица оказалась на редкость способной: мы ей обязаны более чем двадцатью замечательными фотографиями Ленина, исполненными в тот же период — в августе — сентябре 1922 года. Среди них Владимир Ильич вместе с Надеждой Константиновной у телескопа и снятый отдельно — в шезлонге за чтением рукописи. Мария Ильинична сфотографировала также Ленина сидящим в плетеном кресле.
Петр Оцуп —
автор 35 ленинских фотографий
Когда изобрели автотипию — способ воспроизведения тоновых изображений, на страницах периодической прессы появилась фотографическая иллюстрация. В конце XIX столетия в России начали работать и профессиональные фоторепортеры.
Есть такой репортажный снимок: художник Верещагин рисует на борту броненосца «Петропавловск» адмирала Макарова... Сфотографированы эпизоды знаменитого Брусиловского прорыва во время первой мировой войны... И, конечно, многие видели фотодокумент Октябрьских дней: два красногвардейца охраняют в Смольном комнату № 67 — первый кабинет В. И. Ленина.
Но известно ли, что у всех названных фотографий — один автор и что за полвека своей творческой работы он сделал около 40 тысяч негативов? Этот человек — Петр Адольфович Оцуп (1883 — 1963).
Ветеран отечественной фотодокументалистики начал выступать еще в буржуазной печати. Февральская революция застала его фотокорреспондентом крупнейших петроградских и московских журналов («Огонек», «Солнце России», «Искры» и др).

Нелегким был труд фотографа, когда только начали создавать фотолетопись революции. Несовершенная фототехника ограничивала благие намерения профессионалов. Только энергия и самозабвенная преданность любимому делу помогали им преодолевать препятствия. Яркую картину условий своей работы рисует сам Оцуп.

— Я совался во все двери со своим неуклюжим, большим деревянным ящиком, — вспоминает он.— Среди делового заседания расставлял треногу штатива, забирался под черное суконное покрывало и часто совсем не к месту наполнял комнату грохотом и дымом вспышки самодельного магния. Меня вежливо просили удалиться в одну дверь, но, одержимый своей идеей фиксировать все самое значительное, я возвращался через другую.

Работать в те годы было не очень-то легко. Съемочная аппаратура была несовершенна и громоздка. Я путешествовал с большими деревянными камерами, размером 18 X 24 и 24 X 30 см. Кассеты тоже были деревянные. Каждый негатив весил около фунта, а все мое снаряжение больше пуда. Установка аппаратуры отнимала столько времени, что зачастую самый интересный момент для съемки уже проходил, — тогда не было легких, портативных аппаратов вроде ФЭДа, «Лейки», «Контакса». Плохое качество пластинок, бумаги, химикатов, производившихся тогда примитивными, кустарными способами, превращало процесс проявления снимка и печати в долгую и мучительную процедуру. Нельзя было заранее сказать, выйдет или не выйдет снимок. Мог вздуться пузырями или покрыться пятнами негатив.

Слушая это признание старейшего фоторепортера страны, мы можем понять, чем обусловлены некоторые недостатки работ первых фотодокументалистов. Разумеется, нельзя все объяснять только низким качеством фотоматериалов. Многое зависело и от самих исполнителей, от их опыта и знаний. Не всегда они осуществляли удачно свой замысел, не всегда находили лучшее изобразительное решение. Здесь сказывались традиции старой фотографической школы. И вместе с тем мы всегда будем благодарны этим людям за создание произведений огромной исторической ценности.
В.И. Ленин. Москва, 2-5 марта 1919 Фото: В.Булла
Владимир Ильич высоко ценил труд людей «беспокойной профессии». Он как-то спросил фотографа и кинооператора Петра Новицкого, что мешает ему более энергично работать. Тот пожаловался на админист­раторов, запрещавших съемку в помещениях Кремля. Ленин тут же сделал на мандате Новицкого приписку. Она содержала просьбу допу­скать предъявителя к съемкам во все учреждения Совнаркома. В командировочных удостоверениях некоторых работников фотокино­отдела Наркомпроса указывалось, что они направляются «по распоря­жению товарища Ленина». (С таким мандатом, в частности, П. В. Ермо­лов ездил в 1918 году снимать Чапаева.) По словам старого кинодеятеля Льва Кулешова, Владимир Ильич содействовал операторам даже в по­лучении дефицитных тогда автомобилей.
Нужно показывать не только кино, но и интересные для пропаганды фотографии с соответствующими надписями
В содружестве кино и фотографии Ленин видел огромную силу идейного воздействия на массового зрителя. Однако в годы, о которых идет речь, широкому использованию фототехники препятствовала подорванная экономика. Не хватало кинопленки, не было сырья для ее производства. Изготовление требуемых Лениным копий задержалось, по объяснению фотокиноотдела, «из-за абсолютного отсутствия пленки в данный момент». Ее должен был обеспечить Внешторг. Владимир Ильич пере­слал Внешторгу ту же объяснительную записку со своей припиской: «т. Красин! Прошу очень нажать и удовлетворить просьбу быстро. Ленин» 29.

Мало того, не дожидаясь действий Внешторга, Ильич в тот же день (8 июля 1920 года) направил еще письмо в Наркомздрав:
«По имеющимся у меня сведениям, у Вас хранится без употребления пленка для фотокинематографической работы.

Ввиду острой нужды Фотокинематографического отдела Наркомпроса и ряда имеющихся срочных работ, имеющих большое агитационное значение, прошу передать хотя бы часть вашего запаса в Фотокинематографический отдел Наркомпроса.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)».

«Дело это я считаю чрезвычайно важным и спешным»,— подчеркнул Владимир Ильич в своем письме Наркомвнешторгу, Наркомфину, ВСНХ, Наркомпросу и П. Воеводину — руководителю Фотокиноотдела (Ленинский сборник XXXVI).
P.S.
Эта фотография была найдена в альбоме. Судя по всему, ей пользовался художник-дизайнер, готовил перенос изображения на полотно огромного размера - она разбита на клетки для последовательного переноса, на обороте фотографии надпись 7х10 ( похоже 7х10 метров!)

Лениниа́на — в СССР название совокупности произведений искусства и литературы, посвящённых Владимиру Ильичу Ленину. Анатолий Луначарский указывал, что Лениниана запечатлела образ исторической фигуры мирового масштаба, в которой «сказалось персонально всё очарование этой изумительной эпохи»
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda