14/12/2024
ОТ РЕМЕСЛА К ИСКУССТВУ
155 лет со дня рождения Моисея Соломоновича Наппельбаума
26 декабря 2024 года исполняется 155 лет со дня рождения фотографа
мировой величины, нашего соотечественника Моисея Соломоновича Наппельбаума.
Ремесленника по роду деятельности, который своим трудом вписал себя в историю фотографии как великого фотохудожника, сделавшего жанр портрета искусством
От ремесла
к искусству
Советский фотограф Моисей Соломонович Наппельбаум (1869 – 1958)
вошёл в историю мировой фотографии как мастер психологического портрета. Использовал неповторимый авторский стиль
26 декабря 2024 года исполняется 155 лет со дня рождения фотографа мировой величины, нашего соотечественника Моисея Соломоновича Наппельбаума. Ремесленника по роду деятельности, который своим трудом вписал себя в историю фотографии как великого фотохудожника, сделавшего жанр портрета искусством.
Заслужил такую славу Моисей Соломонович не только благодаря той ярой страсти, с которой он любил – а значит и понимал – свое дело (качество любого гения), но ещё за культивирование в себе чувства тонкого психологического чутья, без которого не произошло бы создания уникального «наппельбаумовского» стиля портретной съёмки, и более того, не случилось бы первооткрытия перехода от простого «списывания» фотоаппаратом облика человека, приукрашенного искусственными позами и ретушью, к передаче аскетичного и одновременно достоверного образа портретируемого, подлинных внутренних качеств личности. Характера, воли, судьбы человека, а может быть, даже целой эпохи. Перехода от ремесла к искусству.

Наппельбаум М.С.
Русский, советский фотограф портретист
23-26 декабря выставка
НЕИЗВЕСТНЫЙ НАППЕЛЬБАУМ
Институт фотографии ИПЛФ в рамках фестиваля
"СНЯТЬСЯ ПО-НАППЕЛЬБАУМОВСКИ" представляет эксклюзивный показ оригинальных работ Моисея Наппельбаума. Приходите посмотреть настоящие и никогда не показанные фотографии мастера.
Фотографии из семейного архива любезно предоставлены внуком Моисея Соломоновича - Эриком Львовичем Наппельбаумом.
А встреча с ним состоится у нас же 26 декабря в День рождения М.С.Наппельбаума. А так же проводим съёмку по-Наппельбаумовски,
ЗАПИСЬ: fiksazh.com/nappelbaum

АДРЕС ПРОВЕДЕНИЯ:
Москва, ул. Ивантеевская 13, к.1, вход со двора, этаж 3.
Институт фотографии ИПЛФ-РУСС ПРЕСС ФОТО
Тел. для справок: +7 985 233-27-85
Моисей Соломонович Наппельбаум родился 26 декабря 1869 года в Минске
(по действовавшему тогда в Российской Империи юлианскому календарю день рождения пришелся на 14 декабря). Творческое становление можно разделить по основным вехам (подробное их описание представлено далее):
1884 – 1888 годы: работа в Минске в портретном фотоателье Осипа Осиповича Боретти. Изучение фоторемесла;
1888 – 1895 годы: путешествия по Российской Империи и миру в поисках заработка. Возвращение в Минск;
1895 – 1910 годы: работа в Минске в собственном ателье портретной фотографии. Ранний этап поиска своего стиля;
1910 – 1919 годы: работа в Санкт-Петербурге. Становление мастерства.
В 1912 году приобретение собственной фотомастерской на Невском проспекте. Великая Октябрьская социалистическая революция.
Портрет В.И. Ленина (31 января 1918 года).
Первая отчётная фотовыставка в Аничковом дворце в Петрограде;
с 1919 года: работа в Москве (с 1925 года окончательный переезд в Москву), открытие первой государственной фотостудии при Всероссийском центральном исполнительном комитете (ВЦИКе).
«Серебряный век Наппельбаума». Формирование как мастера студийного фотопортрета, создание портретов политических деятелей страны, представителей науки и культуры;
1935 год: вторая отчетная фотовыставка, приуроченная к 50-летию работы фотографа (в Москве в Клубе мастеров искусств). В этом же году М.С. Наппельбауму присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1946 году проходит третья отчётная выставка (в Московском Доме ученых), а в 1955 году – четвёртая выставка (в Мраморном зале Дома журналистов) в связи с 85-летием автора.
Умер Моисей Соломонович 13 июня 1958 года.

Супруга Моисея Наппельбаума – Розалия Львовна (урожд. Членова)
1875-1942 г.г., из московской обрусевшей семьи.
У фотографа было пятеро детей: Фрида (Ида) (1900 пр.), Лев (1904 г.р.), Фредерика (1902 пр.), Ольга (1905 г.р.), Рахиль (Лиля) (1917 г.р.).

Лев Моисеевич был архитектором. В 1934 году проект универмага для обслуживания рабочих Горьковского автозавода, разработанный Львом Наппельбаумом был отмечен Государственной премией СССР. В 1938 году
в Орджоникидзе на центральной площади имени Ленина построен универмаг по проекту Льва Наппельбаума.
Фредерика Наппельбаум пошла по стопам великого родителя и тоже была фотографом.
Рахиль (Лиля) Наппельбаум – критик, литературовед и поэтесса, автор двух поэтических сборников «Студёных озер зеркала» и «Звёздный бульвар».
Дочь Ида с 1919 по 1925 год работала фотографом в ателье своего отца, затем в редакциях литературных журналов, в частности ответственным секретарём,
в 1951 году была отправлена в ГУЛАГ, сидела в Озерлагере.
В 1954 была выпущена, но не реабилитирована.
Ольга Наппельбаум (в замужестве – Грудцова) была литературным критиком и в 1958 году после смерти отца подготовила к печати автобиографическую книгу М.С. Наппельбаума «От ремесла к искусству».
Также с жизнью и творчеством Моисея Соломоновича Наппельбаума можно почитать в книгах Иды Наппельбаум «Угол отражения» (издана 2016 году) и «Серебряный век. Фотограф Моисей Наппельбаум», подготовленная внуком Эриком Львовичем Наппельбаумом в 2019 году.
Автопортрет, Автопортрет с сыном Львом, дочь Ида
Фото: М.С. Наппельбаум
УЧЕНИК МОИСЕЙ НАППЕЛЬБАУМ.
ПОИСК ПРИЗВАНИЯ
Проявляя интерес к искусству с ранних лет, 14-летний Моисей поступил учеником в фотоателье минского фотографа Осипа Осиповича Боретти. Наппельбаум начинал учеником копировщика – человека, который печатал портреты и был довольно далёк от творческого процесса. В ту пору это была самая низкая ступень фотографического ремесла: выше стояла работа ретушёра, ещё выше – фотографа. Освоив работу копировщика, он стремился
к следующей стадии ученичества – ретуши. Здесь было гораздо больше возможностей для самостоятельного творчества. Боретти, видимо почувствовав способности мальчика, иногда во время своего отсутствия разрешал ему снимать самостоятельно. Спустя три года ученичества Наппельбаум начал получать жалованье фотографа. В те времена требовалось, что заказчик на портрете будет изображаться «красиво», причём критерии «красивого портрета» тех лет были весьма своеобразны и вычурны.
Вероятно, тогда будущий мастер впервые осознал, что искусство портрета достигается не пошлой «красивостью» поз и бутафорского реквизита,
а подлинностью человеческого лица. Впоследствии Моисей Соломонович выскажется об этом так:

«Прошлое человека, его мысли, взгляды на жизнь,

отношение к людям – всё, что видят глаза человека и как они видят,

всё это оставляет свой отпечаток на его лице»

Неправильно было бы считать, что пользы от работы ремесленником в фотостудии совсем не было. Годы спустя, состоявшись как фотохудожник, Моисей Соломонович с благодарностью вспоминал своего первого учителя по азам фотосъёмки. Нужно отдать должное Осипу Боретти, сыну польского архитектора, интеллигентному и образованному человеку, который не только не отбил у неопытного молодого человека желание заниматься фотографией, но и помог развить его вкус, и в конце концов поспособствовал становлению мечты открыть собственное ателье.
Моисей Соломонович вспоминал:

«Фотография Боретти отличалась строгим вкусом, культурой мастерства. Я до сих пор благодарен моему первому учителю за то, что мне не пришлось в его мастерской столкнуться с пошлостью, мещанством и делячеством. В доме Боретти я слушал Шопена, видел портреты композитора Венявского, поэта Адама Мицкевича».

Важно отметить, также проявившуюся вместе с первыми фотографиями черту характера Моисея Наппельбаума, которая потом не раз круто меняла его судьбу, заставляя переезжать из города в город, а именно – неустанное стремление узнать что-то новое, подняться на более высокую ступень. Неудовлетворённый собою, он постоянно шёл вперёд, учась у великих художников, у многообразной и изменчивой жизни. Сегодня о Наппельбауме говорят, что это пример того, как человек «сделал себя сам».
С 1888 по 1895 годы в поисках профессионального успеха и заработка Наппельбаум покинул Минск и отправился путешествовать по России и другим странам, посетив Смоленск и Москву, Евпаторию и Одессу, Варшаву и Вильно, а затем Нью-Йорк, Филадельфию, Питтсбург, Розбери…
В Москве он открыл для себя мир изобразительного искусства. Посещение Третьяковской галереи произвело на него огромное впечатление. Хотя у него не было ещё навыка «видения» живописных полотен, они навсегда стали для него высоким критерием оценки.
Разворот каталога М.С.Наппельбаума
Фото: Василий Прудников
МИНСК
В 1895 году, вернувшись в Минск, он открыл павильон портретной фотографии, где проработал в течение следующих 15 лет. Интерьер павильона отличался простотой и строгим вкусом. На стенах приёмной висело всего несколько фотографий, посередине стоял мольберт с большим портретом, на тумбе – статуя Венеры Милосской. Тем самым владелец демонстрировал своё отношение к фотографиям как к настоящему искусству. От модных в то время аксессуаров из папье-маше, садовых лавок, разрисованных фонов и прочей бутафории в кадре Моисей Наппельбаум почти полностью отказался. Стремясь отойти от шаблонов, он искал новые приёмы и композиции. Отдельное место в своих творческих поисках Моисей Соломонович отводил освещению, осознавая, что именно определённая направленность и характер света способны выявить особенности человеческого лица, помочь в создании нужного образа.
Фотокарточки, сделанные в минский период
Фото: М.С. Наппельбаум
В кондитерской Венгржецкого на месте нынешнего входа в метро у минского гастронома «Центральный» было и ателье, и квартира Наппельбаума.
Покинув Минск в 1910 году, больше в Беларусь мастер не вернулся.
Фотокарточки, сделанные в минский период
Фото: М.С. Наппельбаум
ПЕТЕРБУРГ.
СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРА
В 1910 году сложившаяся в провинциальном Минске ситуация склонила Наппельбаума к переезду в Петербург. В то время в столице звучат имена фотографов Его императорского величества: Боассона и Эгглер, Жуков, Булла. Моисею Соломоновичу пришлось начиналась практически с нуля: не имея известности, столичной публике мастер-портретист из Минска был попросту неинтересен. В течение нескольких лет фотограф был вынужден кочевать из одного ателье в другое, работая по найму: о том, чтобы стать владельцем (или хотя 6ы совладельцем) какого-нибудь столичного фотоателье, не могло быть и речи. Он устроился фотоиллюстратором в журнал «Солнце России», где в иллюстрированном приложении к журналу стали публиковаться многие его жанровые снимки-сценки на различные бытовые темы. Однажды представилась возможность проявить свой настоящий талант: в связи с приближающимся полувековым юбилеем Петербургской консерватории, редакция журнала заказала фотографу снять крупных деятелей от мира музыки. Первым был портрет директора консерватории, известного композитора А. Глазунова. Работая над ним, Наппельбаум признался, что «впервые столкнулся с задачей, которую впоследствии пришлось решать в течение всей жизни, – как раскрыть творческую сущность человека». Затем последовали портреты Шаляпина, Прокофьева. Портреты музыкантов, составившие целый юбилейный номер журнала «Солнце России», имели успех у читателей, и вскоре Моисей Наппельбаум стал постоянным сотрудником журнала.
Композитор и дирижёр Александр Глазунов
Фото: М.С. Наппельбаум
Затем Моисей Соломонович наконец обзавёлся собственной фотостудией (переданной ему на льготных условиях с рассрочкой разорившимся фотографом Лежоновым), расположенной в самом центре города, на Невском проспекте, дом № 72.
Дом с квартирой-мастерской в Петербурге
В большой квартире на шестом этаже было девять комнат, из которых три были отведены под студию. Среди них был большой, размером в 80 квадратных метров, павильон со стеклянной стеной, выходящей на север, и частично застеклённым потолком. Кроме того, в рабочие помещения входила также приёмная и гостиная: Наппельбаум всегда стремился к тому, чтобы его клиенты чувствовали себя свободно, будто они пришли в гости к своему старому доброму знакомому. В комнате, принадлежащей сыну Льву, стоял рояль, поэтому, именно она была выбрана для проведения литературных встреч (каждый понедельник). Сюда приходили не только поэты, но и музыканты, нередко бывало многолюдно, даже тесно. В комнату набивалось по 30-40 человек, некоторые располагались прямо на полу, читали стихи, слушали музыку, спорили об искусстве.

В том же доме, на первом этаже, было другое фотоателье, и поначалу это нередко оставляло Наппельбаума без работы. Но постепенно происходил «естественный отбор», и с Моисеем Соломоновичем продолжали работу те, кто уважал и разделял его творческие поиски, хотел получить нечто большее, нежели обычную слащавую «карточку». Так фотограф писал об этом периоде:

«Иной раз я часами мучил заказчика, пересаживая с места на место, делая по десять-двенадцать снимков, заставляя его то надевать пальто или шляпу, то снимать, требуя иногда, чтобы клиентка поехала домой и надела другое платье, по описаниям более подходящее к ее облику, или переменила прическу, которая, по-моему, должна ей больше идти. Случалось, и так, что заказчик приходил получать уже готовую работу,

а я, увидев его в другой одежде, начинал снова снимать его».

Фотоэтюды в петербургский период
Фото: М.С. Наппельбаум
Живя в столице, Моисей Соломонович много времени проводил в Эрмитаже, прежде всего внимательно изучая живописные работы мастеров в передаче света и тени: Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка, Леонардо да Винчи, Рембрандта. Вдохновляясь работами художников, фотограф начал наносить на негатив искусственные световые пятна при помощи кистей, тем самым уравновешивая фон и создавая необходимую динамику. Более того, вопреки канонам, утверждавшим необходимость использования трёх источников освещения для съёмки портрета, с 1915 года Наппельбаум стал применять в качестве единственного источника света электрическую лампу в 1000 ватт, помещённую в самодельный софит, напоминающий по форме перевернутое ведро.
Этот приём стал его визитной карточкой.
Академик-востоковед Иосиф Орбели (1), График, профессор Фаворский (2), Драматург Леонид Леонов (3), Литературовед Пётр Коган (4)
Фото: М.С. Наппельбаум

«Всю свою дальнейшую жизнь я работал с одним источником света.

Если я достиг чего-либо в искусстве фотопортрета, то в значительной мере благодаря этой довольно примитивной по конструкции лампе. Она сразу дала освещение, которого мне так не хватало».

Работы пользовались успехом у интеллигенции, популярность росла. Фотографию Наппельбаума посетила даже одна из великих княжон. В 1917 году Великая Октябрьская социалистическая революция решительным образом изменила жизнь вокруг и характер работы портретиста: к нему стали приходить сниматься люди другого социального и человеческого типа, с другими лицами, по-другому одетые.
Маршал Климент Ворошилов, 1928 (1), Политик-революционер Моисей Урицкий (2),
Революционер Яков Свердлов, 1918 год (3), Революционер-военноначальник Михаил Фрунзе (4)
Фото: М.С. Наппельбаум
ЛЕНИНИАНА
Прежде В.И. Ленин находился в подполье и старался нигде своих фотографий не оставлять. Когда стало необходимым сделать первые в послереволюционную пору портреты В.И. Ленина и его соратников, выбор пал на Наппельбаума (снова оправдался непрерывный поиск принципиально новых путей творчества). Так о той судьбоносной съемке написано в книге «В.И. ЛЕНИН В ФОТОИСКУССТВЕ»:

«И вот навстречу Наппельбауму вышел самый обыкновенный и на редкость скромный человек, простой в обращении, подвижный и в то же время сосредоточенный, внутренне собранный. «С первого же мгновения меня поразила его простота, – вспоминает фотограф, – ни малейшей позы, ни одного движения, бьющего на эффект. Невысокого роста, широкоплечий, в люстриновом пиджаке, из нагрудного кармана которого торчало «вечное» перо, быстрый и чёткий в движениях, красиво посаженная голова с большим, открытым лбом...». Острый глаз портретиста торопился подмечать детали. Перед ним возникла труднейшая задача: запечатлеть гармоническое сочетание гениального ума и величие духа с благородной простотой и естественностью. Но как это выразить средствами фототехники? Маленькая комната, отведённая под кабинет, вмещала лишь письменный стол и несколько стульев. Съёмку решили провести в конференц-зале, широкие окна которого давали больше света. (Взятая с собой дорожная камера 24х30 см имела объектив Фохтлендера «Колинеар» невысокой светосилы 1:7) По словам Наппельбаума, в непривычной обстановке ему долго не удавалось сосредоточиться и найти лучшую точку съёмки.

Деловая атмосфера Смольного давала себя знать: Ленина часто отвлекали – приходили люди, приносили на подпись документы, обращались за разъяснениями. Выбор лучшего места съёмки исключался. Единственное, на что решился фотограф, – попросил Владимира Ильича прислониться к спинке стула. «Неожиданно лучи заходящего зимнего солнца, проникнув в зал сквозь тусклые стекла окон Смольного, осветили лицо и голову Ленина, – пишет Наппельбаум, – чтобы подчеркнуть поразившее меня очертание головы, я приподнял при съёмке аппарат. Желая уловить выражение глаз и освещение лица, я рискнул недодержкой, – поторопился закончить съёмку. Чтобы подчеркнуть ширину плеч, как мне казалось, характерную для Владимира Ильича, я взял пластинку в ширину». Кто не знает теперь этого фотопортрета, простого по композиции и выразительного по характеристике? Падающий сверху свет охватил купол крутого лба и выделил мягкой светотенью грани волевого лица. Голова немного закинута назад, сжатые губы чуть тронуты улыбкой, а пристальный, сосредоточенный взгляд направлен далеко вперед.

Работой фотографа Владимир Ильич остался доволен и даже прислал благодарность. Через несколько дней репродукция разошлась по стране немыслимыми тиражами, а Наппельбаум стал получать заказы от новой власти один за другим.» Читать подробно >>>
В.И. Ленин
Фото: М.С. Наппельбаум
МОСКВА.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК НАППЕЛЬБАУМА
В 1919 году при поддержке Якова Свердлова Моисей Соломонович организовывает первую государственную портретную студию при ВЦИКе в здании «Метрополя» на московском Арбате. Какое-то время фотограф жил на два города, но после 1925 года окончательно поселился в Москве в фотоателье на углу Петровки и Кузнецкого моста (дом Анненковых).
Дом с квартирой-мастерской в Москве
Москва. Слева дом Анненковых с классической полуротондой. Здесь были ателье и квартира фотографа.

В 1920-1930 годы Наппельбаум создал целую серию портретов выдающихся деятелей русской и советской культуры и науки. Дочери М.С. Наппельбаума Ида и Фредерика в 1920-х устраивали в салоне литературные «понедельники» (по традиции с петербургскими понедельниками, устраиваемых сыном Львом), организованные вокруг «Цеха поэтов» Николая Гумилёва и его молодёжного крыла «Звучащая раковина», которые посещали Ахматова, Зощенко, Тынянов, Шварц, Мандельштам и другие. На «литературных понедельниках» гостей угощали чаем с пирожными и бутербродами (по тем временам это считалось роскошью. Позже, особенно после гибели Гумилева, эти вечера стали посещать другие писатели и поэты. В своем ателье Наппельбаум создал портреты всех главных представителей Серебряного века: Блока, Брюсова, Гумилёва, Пастернака, Белого, Ахматовой, Мандельштама, Есенина, а также портреты других видных деятелей искусства: Горького, Бабеля, Булгакова, Мухиной, Плисецкой. В это время портреты известных деятелей культуры начинают массово тиражироваться: каждый мог купить изображение любимого писателя или артиста. Одновременно с этим он фотографировал государственных деятелей: Ленина, Дзержинского, Троцкого, Каменева, Коллонтай.

«Из галереи портретов писателей того времени я выделяю портрет Анны Ахматовой, решённый в несколько необычной для меня манере. Несмотря на то, что источник света один, свет плоско падает на лицо. Освещение ровное.

Это дало возможность чётко выделить контур строгого профиля Анны Андреевны, классическую форму носа с горбинкой. Получился портрет-камея».

Анна Ахматова. 1924
Фото: М.С. Наппельбаум

Из книги Иды Наппельбаум «Угол отражения»:

«Отец сфотографировал А. Блока и К. Чуковского вдвоём и сделал этот замечательный последний портрет Блока, который сохранил для потомства подлинный, трагический, предсмертный облик великого русского поэта».


Из книги Моисея Наппельбаума «От ремесла к искусству»:

«Когда я приступил к портрету А. Блока, меня взволновало его лицо. Исхудавшие черты были обострены, особенно нос, глаза огромные, полные страдания. Мне хотелось запечатлеть этот фосфоресцирующий, устремлённый внутрь себя взгляд его расширенных, блестящих зрачков. Я подвёл аппарат близко к его лицу и сфотографировал, по существу, глаза поэта, вернее один глаз, так как второй тонет в тени, подчёркивающий остроту черт лица».


Дочь фотографа – Фредерика – сохранила негатив фотографии Гумилёва, и он оказался чуть ли не единственным оставшимся изображением поэта. Фредерика всю жизнь прожила с отцом и умерла в тот же день, через несколько часов после него.

Поэт Александр Блок (1), Александр Блок и Корней Чуковский. 1921 (2), Поэт Александр Блок (3)
Фото: М.С. Наппельбаум

Из книги Моисея Наппельбаума «От ремесла к искусству»:

«Сергей Есенин пришёл в фотостудию, как всегда окружённый группой молодых поэтов: его друзей, учеников, поклонников. Молодые люди болтали, шутили, а Есенин был не только молчалив – он был мрачен. Всё это происходило незадолго до его трагической кончины в ленинградской гостинице Англетер»

«Когда я пригласил Есенина к аппарату, он как бы неохотно подчинился этому и отказался снять с себя шубу. Мало того, он не захотел сесть в предложенное ему кресло. Подойдя к стене, он встал и просил снимать его в такой позе. Я не стал спорить, а решил использовать то, что мне предлагалось поэтом. Теперь я благодарен за проявленную им в тот момент строптивость. Это помогло мне увидеть его глубже – иначе, чем это было общепринято»

«Я не стал искать «красивости», я постарался сохранить правду в портрете: несколько отёкшее лицо, понурый взгляд, поникшая голова, увядающий сноп волос. Поэт держит в бессильно опущенной руке погасшую папиросу, он даже забыл о ней. Лицо повернуто в три четверти к зрителю, вырисовывается только профиль, густая тень скрывает вторую щёку»

Это была последняя фотография великого русского поэта Сергея Есенина.

Посмертная фотография поэта Сергея Есенина, сделанная М.С.Наппельбаумом в 1925 г.
На выставке М.С.наппельбаума к 150-летию, г.Минск
Фото: Василий Прудников
В 1930-е годы Наппельбаум делает портреты Сталина, Молотова, Калинина, Орджоникидзе, Куйбышева, лётчиков-челюскинцев. Создаются галереи советских учёных, художников, композиторов и писателей, театров (в том числе Большого театра).
В 1935 году в Москве состоялась вторая персональная выставка Наппельбаума, на которой было представлено около 400 работ. В этом же году ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Непростое для страны время наложило свой отпечаток: очень скоро многие из тех портретов исчезли из широкого доступа, а их негативы изъяты или уничтожены. Не сохранился даже каталог.
В период Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Тбилиси, Наппельбаум создаёт уникальную серию фотографий деятелей культуры и науки Грузии и Армении. После войны он возвращается в Москву и посвящает себя фотографированию творческой интеллигенции.
С 1948 года фотоателье М. С. Наппельбаума располагалось на Арбате в доме №40.
Портреты Иосифа Виссарионовича Сталина. 1931
Фото: М.С. Наппельбаум
После смерти Наппельбаума в 1958 году его наследие было сохранено и продолжает вдохновлять новых поколений фотографов. Его работы выставляются в музеях и галереях по всему миру, а книги с его фотографиями переиздаются вновь и вновь. Моисей Соломонович Наппельбаум был не просто фотографом. Он был художником, который умел видеть красоту и глубину человеческой души. Его творчество остается актуальным и сегодня, напоминая нам о том, что искусство может быть мощным инструментом передачи эмоций и чувств.
Фотографии Наппельбаума в первое время вызывали недоумение своей необычностью и нарушением многих чуть ли не хрестоматийных правил съёмки, а потом, во времена подъёма репортажной фотографии в середине XX века, они казались уже устаревшими.
Однако труд экспериментирования и риск оправдали себя: обладая уникальной творческой манерой, мастерством композиционного решения кадра, изобразительного нюанса, фотографии Наппельбаума стали классикой. Проверка временем – самый верный критерий подлинной значительности творческого наследия.
Семейная могила Наппельбаумов на Востряковском кладбище в Москве.
М.С. Наппельбаум, Ф.М. Миллер-Наппельбаум, О.М.Грудцова-Наппельбаум,
Р.М.Наппельбаум, Л.М.Наппельбаум
Фото: Николай Павлов (2024)

«Хороший портрет

есть драматизированная биография человека»

М. С. Наппельбаум
фотограф
Оперный певец Фёдор Шаляпин в роли Мефистофеля (1),
Художник-авангардист, конструктивист Владимир Татлин, 1928 (2),
Художник-авангардист Юрий Анненков (3), Поэт, художник Максимилиан Волошин. 1920 (4)
Фото: М.С. Наппельбаум
Говоря о методе Моисея Соломоновича, можно определить такие особенности:
  • естественность и избегание постановочных поз, что создает эффект непринужденного общения между фотографией и зрителем;
  • простота фона и минималистичные декорации, чтобы ничто не отвлекало внимания от главного;
  • подчеркивание индивидуальных черт лица, создание объемности изображения, выделение важных элементов композиции за счет светотеневого рисунка;
  • глубина и выразительность состояния модели, передающего не только внешнее настроение и эмоции, но и внутренний мир, мысли портретируемого;
  • точность деталей, таких как складки одежды, положение рук, выражение глаз.
Автопортрет. Фото: М.С. Наппельбаум

«Я отдал 75 лет жизни фотоделу,

75 лет успехов и поражений, надежд и разочарований.

Меня не увлекала пейзажная светопись,

не захватили ни бытовые, ни репортажные снимки.

Неизъяснимыми чарами всегда манило меня лицо человека».

М. С. Наппельбаум
фотограф
Я учился у человека, бравшего интервью у фотографа, снимавшего Ленина. Моим педагогом был легендарный в советской фотографической среде последний главный редактор журнала "Советское фото" журналист-историк Григорий Михайлович Чудаков.
А фотограф, друг Чудакова - Моисей Соломонович Наппельбаум. Вот так, в три касания сжался век времени. Благодаря этому у нас и хранится та самая камера, на которую Наппельбаум снимал Ленина.
Мы ее так и называем - "ленинка".
Василий Прудников
директор РУСС ПРЕСС ФОТО
ЛЕНИНКА
В.И. Ленин. Москва, октябрь 1918 года. Фото: М.С. Наппельбаум
И его фотокамера, на которую снят этот портрет
Та самая личная фотокамера знаменитого советского фотографа портретиста – Моисея Соломоновича Наппельбаума. Универсальная камера "Acme"
системы Мак' Келона, формата 30х40 см, сделанная английской фирмой "W.Watson&Son,Ltd." по личному заказу фотографа 1900-1907 г.г.

В 1918 году мастер снял на неё известный портрет В.И. Ленина.
В 2010 году камера по заказу РУСС ПРЕСС ФОТО была отреставрирована, сейчас полностью в рабочем состоянии и, наши студенты Института фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО, имеют честь на неё снимать!
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
Кирилл Суконкин, Василий Прудников, Николай Павлов
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ,
КОЛЛЕГИ ФОТОГРАФЫ, ЛЮБИТЕЛИ И ПОЧИТАТЕЛИ ФОТОГРАФИИ!

Близится круглая дата Дня рождения знаменитого отечественного фотографа, выдающемуся фотохудожнику-портретисту ХХ века Моисею Соломоновичу Наппельбауму 26 декабря – 155 лет!
Мы в Институте фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО начали системно отмечать эту дату системно с 150-летнего юбилея и, вот уже пять лет у нас традиция – в День рождения Маэстро мы выкатываем из угла студии фотокамеру Acme 1907 года рождения в центр и проводим в течении дня съёмку по-Наппельбаумовски.
Да, этот термин родился у нас к 150-летию великого мастера фотографии Моисея Соломоновича Наппельбаума. Но, когда жил и творил Моисей Наппельбаум, великий портретист ХХ века, думаю "сняться по-наппельбаумовски" тоже имело место быть. Ведь он придавал портретам своей работы особую стилистику. Прежде всего это съёмка при одном источнике света и дополнительная "фирменная" наппельбаумовская ретушь негатива. В итоге получалось очень художественное и действительно фирменное, уникальное произведение.
С одной стороны, строгое психологическое и одновременно в высшей степени артистичное.

В день рождения мастера – 14 декабря 2019 года мы добавили третий компонент в рецепт, это непосредственно съёмка на личную камеру Наппельбаума.
Наш Институт напрямую связан с именем Наппельбаума, так как у нас хранится одна из его фотокамер и кстати, самая знаменитая, на которую он в 1918 году снял тот самый портрет В.И. Ленина, который в советские времена висел в каждом школьном классе и кабинете.

В этом году, в честь 155-летия мы решили расширить формат празднования Дня рождения Мастера и так как у него их два – по старому стилю 14 декабря и по новому стилю – 26 декабря, то в этот промежуток каждые пять лет проводить минифестиваль, посвящённый Мастеру. Он этого достоин!
Тем более он входит в «попечительский совет» наряду с другими великими личностями в области фотографии.
В эти дни мы прежде всего будем проводить съёмки по-Наппельбаумовски, сделанные в его фирменной художественной манере, конечно же на его личную фотокамеру. Изучать историю мастера, готовить про него статьи, будет проведена творческая встреча с внуком Моисея Наппельбаума – Эриком Львовичем Наппельбаумом, он уже наш друг, в 2021 году мы сделали его портрет на камеру деда ).

Следите за анонсами, программа простая:
  • 14 декабря с 16.00 до 19.00 Мастер-класс «Фотосъёмка по-наппельбаумовски» для студентов ИПЛФ. Проводит мастер ИПЛФ, директор РУСС ПРЕСС ФОТО Василий Прудников
Конкурс на лучший портрет, сделанный на камеру Наппельбаума. Проводится среди студентов ИПЛФ в течении фестиваля. Лучший снимок будет в течении года висеть под портретом М.С. Наппельбаума в библиотеке РУСС ПРЕСС ФОТО.
  • 15-26 декабря – выставка фотографий, сделанных на камеру Наппельбаума в стилистике Наппельбаума мастерами и студентами ИПЛФ.
  • 15-26 декабря можно приехать в часы работы Института фотографии (11.00-22.00) и сделать себе портрет с камеры Наппельбаума в стилистике мастера. (ПЛАТНО!) Фото делается в присутствии.
Смотреть примеры: https://fiksazh.com/nappelbaum

  • 25-26 декабря – выставка фотографий Моисея Наппельбаума (эксклюзив) из семейного архива, а также, сделанных на камеру Наппельбаума в стилистике Наппельбаума мастерами и студентами ИПЛФ.
  • 26 декабря 19.00-22.00 творческая встреча с внуком Моисея Наппельбаума – Эриком Львовичем Наппельбаумом.
АДРЕС ПРОВЕДЕНИЯ: Москва, ул. Ивантеевская 13, к.1, вход со двора, этаж 3.
Институт фотографии ИПЛФ-РУСС ПРЕСС ФОТО
Тел. для справок: +7 985 233-27-85

А также читать статьи, посвящённые мастеру.
Эрик Львович Наппельбаум (внук М.С.Наппельбаума) с портретом, сделанным на фотокамеру деда,
Фотографы Василий Прудников (слева) и Виктор Горячев (справа)
Фото: Анна Омариева | РУСС ПРЕСС ФОТО
Made on
Tilda