статья #003 01/09/2016
РАЗВИТИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.
М. Геллер, декан ИПЛФ.
Подготовлено Институтом Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ).
© 2016 РУСС ПРЕСС ФОТО - Москва

ФОТООБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ

Этапы развития ...
Фотографическое образование в России прошло в своем развитии несколько этапов.
1-й
1920-1930 годы
На первом этапе, рубеже 19-20 веков, когда фотография собственно сама становилась на ноги, образования по сути дела не было. Основоположники, пришедшие в новый вид деятельности от мольберта или от письменного стола, заваленного чертежами камеры-обскуры, сами придумывали догматы профессии, изредка поглядывая друг на друга. Несколько следующих поколений фотографов приобретали необходимые умения, работая за науку в качестве «мальчиков для растирания красок».

Our clients love us
  • Sarah Lewin
    Projects manager in Pixels
    I think if you do something and it turns out pretty good, then you should go do something else wonderful, not dwell on it for too long.
  • Samuel Willson
    Creative director in DD agency
    Before incorporating visual aids into speeches, the speaker should understand that if used incorrectly, the visual will not be an aid, but a distraction.
  • Alex Larkins
    Founder of Pic Pen studio
    You can't connect the dots looking forward, you can only connect them looking backwards.
пЕРВЫЕ ФОТОГРАФЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЧИЛИСЬ САМИ У СЕБЯ, Т.Е. МЕТОДОМ ПРОБ И ОШИБОК.
Сколько же хочется рассказать в этот День и с каким радостным азартом, необычайной светлостью мы делимся дорогими снимками, словами, новыми работами, сделанными к этому празднику – открытку конечно сделать, свои архивные ветеранские фотографии показать, лучшими кадрами коллег поделиться, кино предложить, ролик сделать, за студента порадоваться … и хочется и хочется ещё! Когда ещё такое бывает?фыпафедцепуждклпдлтаидлватидлватидлвтидлвтилдви
Насколько Победа вдохновляет! УРА!!!
Типичные заголовки статей журнала
"Советское фото" 1926-1930 годов
БРОМОЙЛЬ ДЛЯ ВСЕХ!
Советское фото, 1926'01
ЕСТЬ ЛИ у нас НАУКА о ФОТО-С'ЕМКЕ?
Советское фото, 1926'08
Фотография нужна каждому на всю жизнь,
она нужна ребенку, она нужна ему во все время его учения, она нужна и когда он будет взрослым, когда из него создастся, быть может, ученый или практический деятель.
1926 г. — А.В. Луначарский
ДАЙТЕ ДЕШЕВУЮ ФОТО-АППАРАТУРУ!
Советское фото, 1927'03
ФОТО-АППАРАТ - ЖУРНАЛИСТУ!
Советское фото, 1927'09
Но как каждый передовой товарищ должен иметь часы, так он должен уметь владеть фотографической камерой.
1926 г. — А.В. Луначарский
ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТА в КРАСНОЙ АРМИИ и ФОТО!
Советское фото, 1927'11
ФОТО-РАБОТА в Красной Армии ширится с каждым годом вместе с ростом партполитпросветработы. Воспитательный характер фотографии учтен в уставе РККА.
Будущие кино-операторы обучаются ловле фото-кадров.
2-й
1950- до 2000 года
We're proud to design great products for life
We create beautiful and magnetic projects. We develop services to help people run their businesses and improve their management systems.
Мне очень нравится это слово! А в эти дни оно самое популярное, у всех на устах. Горжусь своей национальностью, а именно славянской национальностью.
Всё-таки в нашей стране самый народный праздник – День Победы! Есть еще любимые Новый год, Пасха народный, но делится по конфессиям, Дни рождения дорогие для каждого конечно)), но вот так по-настоящему народный – один! Думаю, потому как объединяющий он нас и в горести, и в радости. Каждая семья имела свои потери в ВОВ, и у всех одна радость на всех – это ПОБЕДА! Это подтвердили наши с вами публикации в соц. сетях и сообщения смс. Их огромное количество …
Сколько же хочется рассказать в этот День и с каким радостным азартом, необычайной светлостью мы делимся дорогими снимками, словами, новыми работами, сделанными к этому празднику – открытку конечно сделать, свои архивные ветеранские фотографии показать, лучшими кадрами коллег поделиться, кино предложить, ролик сделать, за студента порадоваться … и хочется и хочется ещё! Когда ещё такое бывает?
Насколько Победа вдохновляет! УРА!!!
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
BASICS
Why typography matters?
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
Preliminaries is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of pages.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
Book design is the art of incorporating the content, style, format, design, and sequence of the various components of a book into a coherent whole. In the words of Jan Tschichold, "methods and rules upon which it is impossible to improve, have been developed over centuries. To produce perfect books, these rules have to be brought back to life and applied."
Front matter, or preliminaries, is the first section of a book, and is usually the smallest section in terms of the number of pages. Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
проект самоизолязия
Маша (Москва)
The lives of two mob hit men, a boxer, a gangster's wife, and a pair of diner bandits intertwine in four tales of violence and redemption.
На этом втором этапе появилось и профессиональное фотографическое образование, которым занимались профтехучилища и техникумы. Готовили там фотографов бытовых фотоателье. Образование было средним – в прямом и переносном смысле.

С высшим образованием все было значительно сложнее.
ВУЗы подготовкой фотографов не занимались. Вплоть до недавнего времени, только в некоторых институтах существовали ознакомительные курсы фотографии, как предварительный этап обучения, скажем, кинооператоров. Существовал, правда, Журфак МГУ, имевший отделение, готовившее фотожурналистов. Попасть туда было почти невозможно. О высшем образовании для фотохудожников речь и вовсе не шла. Большая часть профессиональных фотографов рекрутировалась из продвинутых фотолюбителей-самоучек, которые, в лучшем случае, варились в собственном соку фотоклубов.
3-й
с 2000 года
С распространением Интернета появилась альтернатива фотоклубам в виде так называемых фотосайтов. Публикуя на таких сетевых площадках свои работы, фотолюбители могли получать отзывы, критику и рекомендации собратьев, что в какой-то мере способствовало их совершенствованию.
ТИПИЧНАЯ КАРТИНКА
СОВРЕМЕННЫХ ФОТОСАЙТОВ
Скрин-шот Яндекс: Фотосайты / Картинки - 2016 г.
Начало цифровой эпохи и связанное с ней упрощение технологий получения изображения привело к взрывному росту интереса к фотографии и ознаменовало переход к третьему этапу развития образования фотографов. Всеобщий фотографический бум привел к созданию сначала десятков, а затем и сотен фотошкол. Основными клиентами школ были и остаются фотолюбители, не помышляющие о профессиональной карьере. Чаще всего, это дамы, получившие в подарок фотоаппарат с многочисленными кнопочками и крутилками, в которых трудно разобраться. Для тех же, кто решил сделать фотографию профессией, появились фотоотделения и даже факультеты фотографии в нескольких частных вузах.
Типичные фотолюбители 2000-х
Практические занятия на курсе Начинающего фотографа. 2014 г. Фото: Василий Прудников
У фотошкол и у ВУЗов с фотоотделениями есть две общие проблемы.

Поскольку унифицированных государственных программ обучения пока не существует, каждое образовательное учреждение придумывает курсы на свой страх и риск. В результате, образование оказывается фрагментарным и несистемным. По сути, в программу включаются лишь те предметы, которыми владеют несколько начинающих преподавателей, чудом привлеченных к работе за очень умеренную плату.

Вторая проблема связана именно с преподавателями.
Дело даже не в том, что чаще всего ими становятся молодые люди, которые сами лишь пару лет назад сделали первые шаги в профессии. К сожалению, мало специалистов, которые одновременно являются серьезными фотографами и при этом умеют преподавать, тем более владеют искусством педагогики. В результате, наряду с «учителями», которые сами ничего не умеют (а таких большинство), в фотошколах, да и в ВУЗах работают хорошие фотографы, не умеющие выстроить курс и даже внятно изложить свои соображения перед аудиторией, и неплохие преподаватели с более чем скромными достижениями в фотографии. Вторые, пожалуй, предпочтительнее, но эффективность их все равно близка к нулю.
Создавая Институт Профессиональной и Любительской Фотографии (ИПЛФ), мы старались справиться с обозначенными выше проблемами, перейдя тем самым к четвертому этапу развития фотообразования в нашей стране.
Программа обучения разработана на основании экспертных оценок ведущих отечественных фотожурналистов и теоретиков фотографии таким образом, чтобы были освещены все стороны профессиональной подготовки фотографа. Это дает возможность получить сбалансированное системное образование, необходимое специалисту высокого уровня.

В качестве преподавателей приглашены ведущие российские действующие фотографы, признанные и общеизвестные мастера фотографии, неоднократные победители World Press Photo и других престижных конкурсов. Достаточно назвать хотя бы такие поистине легендарные имена, как Владимир Вяткин, Игорь Гаврилов, Сергей Киврин, Дмитрий Донской. Все наши мастера не только имеют несомненные высочайшие достижения в профессии, но и являются серьезными педагогами, обладающими многолетним опытом преподавания фотографии. Теоретические дисциплины преподают такие известные ученые, как доктор искусствоведения Вячеслав Шестаков и кандидат искусствоведения Ирина Чмырева.

На данный момент такого преподавательского состава нет ни в одном другом учебном заведении страны.

21 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НАШЕГО ИНСТИТУТА и более, ГОТОВы ПОДЕЛИТЬСЯ с вами СВОИМ ОПЫТОМ И ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТЯХ ОТ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ДО СОВРЕМЕННЫХ МУЛЬТИМЕДИА. ПОДРОБНЕЕ >>>
На первой стадии развития Института, который является структурным подразделением Культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО» (руководитель В.Прудников), мы проводим лицензированное обучение по программе ДПО (дополнительное профессиональное образование) по специальности «Фотожурналистика». В дальнейшем будут добавлены и другие фотографические специальности.

В перспективе –
обучение по программе второго высшего образования.


Еще одно направление нашей деятельности - обучение фотолюбителей, желающих совершенствоваться в фотографии, не переходя в категорию профессионалов. Для них предназначен широкий спектр курсов – от базовых для новичков, до специальных для опытных любителей - по системе ДОВД (дополнительное образование для детей и взрослых).
Снимают теперь миллионы,
а хорошо снимают, как и в эпоху «Фотокоров», «Смен» и «Зенитов» единицы.
У проблемы совершенствования фотообразования есть еще один важный аспект. Как ни странно, до сих пор число хороших и очень хороших фотографов в стране является величиной более-менее постоянной.

Дальнейшее развитие фотообразования, скорее всего, не приведет к росту числа выдающихся мастеров, хотя бы потому, что помимо знаний и умений нужен талант, а это – штука редкая. Впрочем, это не страшно, поскольку число рабочих мест для профессиональных фотографов ограничено, и найти соответствующую вакансию совсем не легко. Хорошее системное образование, поэтому, нужно не столько для увеличения числа гениев, сколько для выявления талантливых людей, задания им направления для развития и обеспечения всеми необходимыми знаниями и навыками. Таким образом, принципиальный качественный отрыв фотографов, получивших профессиональное образование, от даже талантливых коллег-самоучек обеспечит им несомненные конкурентные преимущества и сделает желанными и непревзойденными игроками на рынке фотографического труда.
Михаил Геллер
Декан Института фотографии

"Учиться фотографии надо! Фотография -
самый динамично развивающийся вид искусства,
самый социально ориентированный."

Фотожурналист, преподаватель Владимир Вяткин
на Дне Открытых Дверей в Институте Фотографии:
© 2016 Фото на странице: Журнал "Советское фото", Василий Прудников.
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda