статья #013 19/05/2017
Stanley Green
Прощаемся с Стенли Грином, основателем агентства «NOOR»,
Его работы реалистичны и философски насыщены.
По праву этого мастера фотографии можно назвать
одним из лучших фоторепортеров современности.
Стенли Грин
Одно из самый известных имен современной фотографии и фотожурналистики. Оно всегда на слуху: бесконечные победы на международных фотоконкурсах (в 2004 году Стенли получил наверно самую престижную премию в документальной фотографии Eugene Smith Humanistic Gran), непрекращающиеся выставки, книги и множественные публикации, скандальные фотоистории, фильмы.
© Stanley Green (NOOR Images). Kabul. Afghanistan, 2008
Стэнли Грин родился в 1949 году в Нью-Йорке.
Впервые взял камеру в руки в 20 лет и получил фотографическое образование в School of Visual Arts, Нью-Йорк и Image Works in Cambridge, Massachusetts. После встречи с Юджином Смитом начинает заниматься фотожурналистикой.
Стенли Грин - прежде всего военный фотограф, никто и не вспомнит сейчас, что в 80-х фотограф снимал музыкантов для The Rolling Stone и моделей для Elle и Marie Claire. Стенли наработал себе имя в военной фотожурналистике потом и кровью и сейчас его статус не будет оспаривать никто. Хотя сам Стенли избегает слова "военный". "Я не фотографирую войну, я фотографирую кризис."
Однако, мы узнаем, что такое война его глазами. В своих фотографиях Грин рассказывает истории жизни людей. Но, в отличие от многих фотографов на войне, он не ставит цель изобразить смерть или шокировать публику своими фотографиями. На его фотографиях смерть и разрушение отражаются в лицах тех, кто остался в живых, и эти фотографии дают нам представление о войне.

В 1986 году фотограф переезжает в Париж и волей случая становится участником и документалистом падения Берлинской стены. С этого момента начинается его звездный час: Африка, бывший СССР, Центральная Америка, Азия, любой конфликт, любая горячая точка - и Стенли выдает уникальный результат.

В 2003 году выпускает книгу «Открытая рана» о войне.
В 2006 году получает стипендию Open Society Institute и проводит в 2010 году выставку в сотрудничестве с Kadir van Lohuizen о последствиях и разрушениях урагана Катрина в Новом Орлеане.
В 2009 году выходит книга "Black Passport", созданная совместно с Teun van der Heijden.В 2011 книга получает золотую награду Deutscher Fotobuchpreis.
Стенли Грин является лауреатом 5 наград World Press Photo, получает стипендию Eugene Smith Humanistic Grant, в 2011 году выигрывает Getty Grant for Editorial Photography.
Сотрудничал с агентством NOOR.
Жил и работал в Нью-Йорке и Париже.

http://noorimages.com/photographer/greene/

Stanley Green
фотожурналист, основатель агентства «NOOR»
Фото: Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО.
© Stanley Green (NOOR Images). The Invasion,1999
Стэнли Грин, наш хороший друг, великий человек и фотограф умер сегодня утром..., это плохие новости...
Александр Земляниченко
Ужасная, невыносимая боль.. Покойся с миром, мой дорогой друг.
Глубочайшие соболезнования фотографу мира. Глубочайшие соболезнования семье NOOR. Глубочайшие соболезнования его друзьям.
Любовь к тебе никогда не умрет.
Андрей Поликанов
Очень хочу, чтобы в Москве была его большая выставка. Она не прекратит войны, но она в очередной раз напомнит о ней. Покойся с миром, фотограф!
Виктория Ивлева

У Стенли в России много друзей.
Стенли Грин приехал снимать Россию в перестроечном потоке западных фотожурналистов. Но так как он, не снял ее пожалуй никто. И дело не в долгом сроке жизни в России, скорее в отношении.

Мне посчастливилось не просто познакомиться со Стенли, а работать в жюри SLOVAK PRESS PHOTO под его председательством. Будучи русским я стал замечать раз за разом как реагировал Стенли на снимки плохого качества: "Ужас", "Очень плохо", "Боже мой", "Клише, клише, клише!" - по русски!
Стенли, почему ты по русски критикуешь только плохие работы? - спросил его я. Только эти слова запомнил с России?
В ответ была только усталая улыбка. Сейчас я вспоминая эту забавную ситуацию, смотрю на его Чеченские снимки, снимки из нашей Средней Азии, снимки из Москвы 1993 года и представляю - что же и сколько же ему пришлось пропустить через себя.

Его работы пугают, ошеломляют, несут в себе мощную информацию миру, погрязшему в собственном благополучии.
Не каждый сможет пережить то, что смог Грин. Более того, он возвращался снова и снова, чтобы нести эту миссию. Нужно быть особым человеком.

Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО
Стенли Грин - председатель жюри SLOVAK PRESS PHOTO
Фото: Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО.
Открытая рана: Чечня 1994 - 2003
(Open Wound: Chechnya 1994-2003)
Открытая рана: Чечня 1994 - 2003 (Open Wound: Chechnya 1994-2003).
В России эта книга получилась фактически запрещенный статус. Почти каждый книжный магазин отказался продавать ее. Причина отказа: слишком жестоко, слишком ценично, больной сознание. Люди не хотят видеть всей правды. Им достаточно редких отшлифованных новостей. Сам Стенли так комментирует эту ситуацию: на вопрос о возможности выставки Открытой раны в Росии он ответил: "…Много раз пробовали. Но как только упоминаешь само это сочетание слов – «выставка о Чечне – в России»… Вы сами подумайте. Это наивно. Желающие всегда могут найти мои работы в интернете. Это очень просто. Проблема не в отсутствии доступа, а в нежелании смотреть..."
Чечня пробрала меня до костей. Это был геноцид. Люди выходили на улицу за едой и по­лучали пули от снайперов. Органы, вырезанные из трупов. Женщины, изнасилованные и убитые. 30000 русских, погибших под русскими же бомбежками Грозного в начале войны. В Чечне были убиты 300000 — и это по самым заниженным подсчетам. Когда сидишь на заборе и видишь такую мерзость вокруг себя, сказать, что ты этого не видел, — значит, стать соучастником. .
Stanley Green, NOOR Images
© Stanley Green (NOOR Images). Open Wound. Grozny. January, 1995
Черный паспорт. 2010
(Black Passport 2010)
«Черный паспорт» (2010) — это биография военного фотографа Стенли Грина. Военные фотографии в книге перемежаются с личными и знакомят с друзьями Стенли, его женой, его подругами и коллегами. Читатель почувствует, что его, как и самого фотографа, швыряет от безопасной западной жизни к ужасам войны и обратно. Какое влияние такая работа и многолетняя привычка рисковать оказывают на его характер? Как это сказывается на его отношениях с близкими и на них — его любимых и друзьях?

Для меня ценность фотографии в том, чтобы ее использовали для документирования несправедливости. Нам нужно рассказывать истории, быть визуальными проводниками, и тогда люди, глядя на наши снимки, смогут лучше понять, что именно происходит вокруг.
Stanley Green, NOOR Images
Black Passport
26 эпизодов составлены из 26 наборов фотографий, каждый из которых открывается коротким монологом. Эти монологи не длиннее страницы и не нарушают ритма книги.
Обособленное оформление текстов служит для поддержания разговорного характера монологов. Монтаж выдержан в кинематографическом стиле, макет напоминает черновой,
словно это альбом для зарисовок.

«Добро пожаловать в ад. Свобода или смерть. Слишком много смерти.
Только мертвые видели конец войны. Патрик. Люк. Хайди. Хлеба и пуль.
Водитель Руслан. Звуки джаза. Искусство войны».
Stanley Green, NOOR Images
Свой дневник он вел в обычной школьной тетради, по странице на каждый день. Острые буквы впопыхах скачут по клеткам, мысли хаотично перескакивают с одного на другое. Когда русский переводчик увидела эти записи, от удивления даже спросила: «А он вообще школу заканчивал?» Обложка тетради, исчерченная вдоль и поперек, — квинтэссенция этого хаоса. Лишь посередине аккуратно выписано: «Чечня. Дорога к войне и битва за Грозный. Январь-февраль 1995 года. В случае обнаружения вернуть Каролине Терье, так как я буду мертв».
Неизменное содержимое кофра Стенли Грина.
Фото: Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО.
Стенли Грин о жизни в фотографии
У меня постоянно ни на что не хватает денег. Дело в том, что почти без остатка я трачу их на свои поездки, во время которых снимаю репортажи о том, что мне интересно, о том, что считаю важным. Иногда, конечно, я пытаюсь брать заказы в журналах. Но им не интересно то, о чем хочу рассказать я. Их редактора говорят мне: «Гораздо интереснее поснимать то, что находится под юбкой у Пэрис Хилтон». Но ведь то, что находится там, увы, не спасет мир…

Я пытаюсь демистифицировать медиа, журналистику, журналы… Отбросить идею раскладывания по полочкам: «Окей, тут у нас документальная, тут – современная, а здесь арт, а там – фэшн!». Какая разница? Ведь в конце концов мы все фотографы! Ты фотограф, тебе интересна фотография, ты любишь ее, ты – часть ее? Поэтому так и говори! Вот и все.
Stanley Green, NOOR Images
© Stanley Green (NOOR Images). Inside the white house. Moscow, 1993.
В октябре 1993 года он — единственный среди иностранцев — оказался в Белом доме: «Когда танки открыли огонь, один из первых залпов обрушился на наш этаж. Журналист из Сибири был ранен, я лежал рядом в дыму и крови. Его крови. Я думал, что это моя. Весь этаж был в огне. Люди пришли и унесли молодого журналиста. Я уже собрался умирать. Но они вернулись и вытащили меня из-под завала. Я думал, если я умру, то надо хотя бы заснять это». Пробежав по коридору, насквозь простреливаемому с улицы, Грин очутился в другом крыле здания — и снял Руцкого, сидящего на полу с калашниковым и пытающегося вызвать авиацию. За съемки путча он получил свою первую премию World Press Photo. «Это было мое боевое крещение огнем перед десятилетием работы в России».
Я думаю, когда мы становимся старше, мы начинаем разговаривать с собой, но, когда ты маленький ребенок, у вас есть музыка, у вас есть звуки, так что я был постоянно окружен музыкой, и на самом деле я хотел быть музыкантом, а теперь я, наверное, играю своей камерой как музыканты играют на гитаре.
Stanley Green, NOOR Images
Стенли Грин - председатель жюри SLOVAK PRESS PHOTO
Фото: Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО.
Жизнь-то у каждого своя, как и свое видение, свои секреты, свое понимание мира вокруг. Каждый смотрит на мир с собственной колокольни. Поэтому пытаться копировать кого бы то ни было очень сложно. Опять же, что именно мы будем рассматривать как «копирование»? Мои работы ведь все равно о чем-то другом (лично моём). И сомневаюсь, что кто-то будет в состоянии понять, что в каждом из моих снимков стоит «за кадром» – я и сам иногда не понимаю, что делаю! Как с этим может разобраться еще кто-то?

…Я видел, как в Эль-Фаллудже сожгли американцев, сделали из них барбекю, потом повесили сожженные тела на мосту, и взрослые и дети отрезали от них кусочки. На память. Сувениры от американских солдат. А я фотографировал – я, американец, смотрел и фотографировал. Это мне уже никогда не стряхнуть…
Stanley Green, NOOR Images
© Stanley Green (NOOR Images).
"Если бы Капа не был бы одержим гражданской войной в Испании, он никогда не сделал бы фотографии, которые сделал. И без его заметок и его фотографий у нас не было бы, думаю великого произведения «По ком звонит колокол» Хемингуэя. Я имею в виду, что Хемингуэй увидел сначала война глазами Капы и к примеру, сказал: "Эх, вот какая история, вот что я могу написать …". Да, я думаю, что мы должны быть одержимыми ".

Я всю жизнь снимал лейкой — незаметной, бесшумной, прекрасной машиной, которая работает и в жару, и в холод. Вывести пленки из страны бывает непросто, но это проще, чем найти место для зарядки батареек. Представьте себе, что вы снимаете землетрясение, — где вы будете заряжать цифровой фотоаппарат? Снимай я Чечню «Никоном», у меня ничего бы не получилось: вытаскивая подобную штуку, сразу объявляешь себя фотографом. Зачем фотографу выставлять камеру напоказ? Художники же не ходят, демонстрируя кисти? Юрий Козырев, например, — один из лучших современных военных журналистов — не похож на фотографа. Есть масса спосо­бов стать невидимым, но фотожурналисты иногда словно специально кричат о своей миссии, как будто они пришли спасти мир. Это все, конечно, херня, дерьмо собачье.
Stanley Green, NOOR Images
Фотожурналист Стенли Грин (Stanley Green). 2015
Фото: Василий Прудников | РУСС ПРЕСС ФОТО.
Я много лет снимаю войну, но я все еще придерживаюсь наивного желания, что в один прекрасный день войны больше не будет
© Stanley Green (NOOR Images). The Darkness of Russia. Sakhalin, 2002
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
В материале использован авторский текст и фотографии Stanley Green (NOOR IMages)
Фотоматериал РУСС ПРЕСС ФОТО.

Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda