18/09/2020
ВИКТОР ЗАГУМЁННОВ
09.09.2020 г. ушел из жизни один из интереснейших авторов российской фотожурналистики Виктор Аркадьевич Загумённов. Работа в «Агентство Печати Новости» и в таких изданиях как журнал «Северные просторы», еженедельник «Граница России», предопределила содержание съёмок Виктора Загумённова, а в купе с неповторимым авторским стилем, сделало его высочайшим мастером жанровой фотографии. Любимая тема – Север, любимые жанры – Жанр и психологический портрет.

ВИКТОР ЗАГУМЁННОВ

Знаменитый российский фотожурналист, фотограф, признанный во всем мире, его работы хранятся в музеях России, Финляндии, Швейцарии и США. Двукратный лауреат престижнейшего конкурса World Press Photo
Фоторепортер Юрий Абрамочкин на открытии своей выставки к 80-летию. Москва 2016 год.
Фото: Василий Прудников
Виктор Загумённов – один из интереснейших авторов российской и советской фотожурналистики. Фотограф, признанный во всём мире, его работы хранятся в музеях России, Финляндии, Швейцарии и США. Двукратный лауреат престижнейшего конкурса World Press Photo.
Загумённов Виктор Аркадьевич родился 19 октября 1952 года в селе Фёдоровка Самарской области. Служил в разведывательной авиации Северного флота по специальности фотолаборант и фотограмметрист-дешифровщик. После армии с 1972 по 1978 год учился в МГУ им. Ломоносова по специальности фотожурналистика.
С 1978 по 1981 год работал фотокорреспондентом Агентства печати «Новости». С 1981 по 1983 год – преподаватель факультета фото-видео искусства Заочного народного университета искусств. Фотокорреспондент журнала «Советский музей» (1983-1984). С 1984 по 1991 год – фотокорреспондент Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. Фотокорреспондент журнала «Северные просторы» (1991-1993), еженедельника «Граница России» (1994-1995), газеты «Русский дегустатор» (2000-2007).
Ведущий специалист пресс-центра Госкомсевера РФ (1993-1994), Заведующий отделом иллюстраций издательства «Дороги» (1996-2000), Заместитель главного редактора журнала «Реальная экономика» (2007).

Награды:
1979 – 3-я премия конкурса «Фото года-79» журнала Советское фото.
1980 – Вторая премия World Press Photo.
1982 – Третья премия World Press Photo.
1982 – Золотая медаль фотосалона «Голден» Дания.
1982 – Золотая медаль фотосалона «Витковице». Чехословакия.
1982 – Серебряная медаль Всесоюзного конкурса «СССР-60». Эстония.
1982 – Бронзовая медаль и почетный диплом фотоконкурса «УЗВАРА». Латвия.
1983 – 1-я премия и почетный диплом фотоконкурса «Звезда моряка». Мурманск.
1983 – Медаль участника фотосалона «РЕУС». Испания.
2006 – Лауреат конкурса «Почта России: вчера, сегодня, завтра».
2009 – Премия «Лучший фотограф 2009».
2011 – 2-я и 3-я премии фотоконкурса «Москва и москвичи».

Виктор Загумённов
Фотожурналист
Работа в «Агентство Печати Новости» и в таких изданиях как журнал «Северные просторы», еженедельник «Граница России», предопределила содержание съёмок Виктора Загумённова, а в купе с неповторимым авторским стилем, сделало его высочайшим мастером жанровой фотографии. Любимая тема – Север, любимые жанры – Жанр и психологический портрет.
Работу Загумённова по праву можно назвать полноценным этнографическим исследованием многочисленных народностей нашей страны. Но сам автор предпочитает называть всю свою съемку просто – «Страна и люди». Фотография Загумённова тонкая и вдумчивая, думается благодаря тому, что «Люди» – обычные рядовые люди с Чукотки, Молдавии, Таджикистана или Вологды – главное в фотографиях Виктора. Фотография, философская и осмысленная, никогда не снятая с наскоку. В фотографии есть термин «говорящее небо», пейзажи Загумённова не просто говорящие, они словно притчи.
Именно с такими работами Виктор Загумённов занимал призовые места в мировых конкурсах, в частности World Press Photo.


Юрий Абрамочкин - человек эпоха! Строя этот кадр, я стремился подчеркнуть это. Багаж снимков, неизменный Хассельблад и уверенный взгляд...!
Фото: Василий Прудников, 2011 г.
Моя сознательная жизнь началась в то время, которое впоследствии назовут у нас «оттепелью». Я рано потерял родителей. Бабушка стала мне и матерью, и отцом. После окончания средней школы в 53-м три года работал на стройках рабочим-геодезистом, потом устроился фотографом-лаборантом. Именно в этот период по-настоящему увлёкся фотографией. Старенький «ФЭД», подарок отца, стал моим продолжением.
Юрий Абрамочкин
Полет сквозь время.
У Абрамочкина интересно всё: репортажи, портреты, пейзажи, воспоминания о том, чего больше нет, даже предчувствие будущего. Но самое ценное - встречи с людьми, всем знакомыми и никому не известными. Автор обладает редким умением увидеть человека и раскрыть его внутренний мир, он блестящий портретист.

Юрий Абрамочкин профессионал высочайшего класса. Говорят, секрет его работы в умении появиться в самый необходимый момент в самой необходимой точке. Появиться, увидеть и правильно снять, создав живой
и выразительный снимок. Абрамочкин входил в узкий круг репортеров, снимавших политические репортажи, крупнейшие международные события.

Его работы - интереснейшее свидетельство столь разных по содержанию периодов жизни страны. Герои его работ - политические деятели современности от второй половины 20 века до сегодняшних дней: генсеки Никита Хрущев, Леонид Брежнев, президенты Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин, лидеры других стран - Фидель Кастро, Маргарет Тэтчер, Королева Елизавета Вторая, Ясер Арафат, Юрий Лужков, пять американских президентов от Ричарда Никсона до Джорджа Буша старшего, известные деятели науки и искусства, представители духовенства, рабочие, ветераны, школьники, солдаты, богатые и простые люди – все те, кто в совокупности олицетворяет эпоху, являясь ее частью.

СОВЕТСКИЙ ЖАНР
Это поистине изюминка всего творчества Юрий Абрамочкина - позитивно, искренне, правдиво рассказать о жизни своего народа.
Я думаю, что «камерамен», человек с камерой, смотрит на мир через видоискатель своего фотоаппарата. И то, что он видит и как пропускает увиденное через свое сердце, – это и есть его мировоззрение.
Юрий Абрамочкин
А мальчик с яблоками – это внук председателя. Помню, увязался он за нами, а у меня сразу глаз зацепился за то, что он белобрысенький такой, под пшеницу окрашенный. И яблоко жует. Хитрость раскрою – два яблока я ему дал, чтобы в кадре было несколько.

Приятно снимать простых людей. Они, как правило, общительны и доброжелательны. Не задают вопросов «зачем» и «почему», раз фотографируют — значит заслужили. А вот олигархов такая вещь как фотоаппарат сильно беспокоит и напрягает, и им надо долго объяснять «зачем», а от криминала вообще стараюсь держаться подальше. Вообще у фотокорреспондента всегда должно быть «алиби», почему ты снимаешь, оно должно быть понятным и доброжелательным.


Кустанайская область. 1962 год.
Фото: Юрий Абрамочкин
гагарин
Первого космонавта Юрия Гагарина многие снимали,
но так как Юрий Абрамочкин - никто.
Я остался один, вышел погулять и увидел на скамейке Гагарина. «Снимай скорее, – сказал он, – а то придут медицинские опекуны и
будет не до фотографий». Я сделал несколько кадров Гагарина в его курортной шляпе. И на всю жизнь запомнил: главное в профессии – иметь фотоаппарат при себе.
Юрий Абрамочкин
Два Юры - Две знаменитые улыбки.
В мае 1961-го меня вызвали в редакцию. «Быстро собирайся,
летишь на юг. В самолете всё объяснят. Задание ответственное».
В аэропорту нас пятеро: корреспонденты «Правды», «Комсомолки», «Красной звезды» и я от АПН. Сажают в Ил-14 и говорят, что летим к Гагарину. Привезли нас в санаторий «Сочи», где отдыхал Юрий. Журналисты стали его расспрашивать, я – снимать. Вокруг ходили
какие-то люди в спортивных костюмах, как потом оказалось – будущие космонавты. Однако общение наше скоро прервали,
снятые плёнки отобрали. Мы возмутились.
Появился незнакомый человек в косоворотке. Он выслушал «бунтарей» и заулыбался. «Журналистов привезли к нам по решению ЦК, – сказал охранникам. – Отдайте им фотоплёнки, не дай бог,
потеряете, а они отвечают за них головой». Спасителем оказался Сергей Павлович Королёв, главный конструктор космических кораблей.

Утром мои коллеги улетели в Москву.
Я остался один, вышел погулять и увидел на скамейке Гагарина. «Снимай скорее, – сказал он, – а то придут медицинские опекуны и
будет не до фотографий». Я сделал несколько кадров Гагарина в его курортной шляпе. И на всю жизнь запомнил: главное в профессии – иметь фотоаппарат при себе.


От врачей Юрий вышел с обмотанной бинтами головой. Я не стал его расспрашивать, сразу взялся снимать. Так получились фотографии космонавта с забинтованной головой у машины
ЗИС‑110. Удалось и мне сняться вместе с ним. По возвращении в Москву все плёнки сдал непроявленными в секретный Первый отдел. Самые интересные кадры с Гагариным и будущими космонавтами не вернули. Лишь несколько лет спустя я получил некоторые из них.

И удивительное дело: знаменитая гагаринская улыбка выглядит так, будто снята вчера.

Юрий Абрамочкин и Юрий Гагарин
Фоторепортер и первый космонавт
красная площадь
Еще одна тема и любовь Юрия Абрамочкина!
На Красную площадь я ходил не реже двух раз в году, снимая
каждую первомайскую демонстрацию, а 7 ноября – каждую годовщи-
ну Октябрьской революции. Постепенно это место становилось
для меня всё более притягательным. Я почувствовал вкус к её повседневной жизни, фотографируя всё, что казалось мне интересным.
Юрий Абрамочкин
Я очень люблю промежуточные кадры. Самые удачные сюжеты о публичных людях удается снять после протокольного позирования, когда все начинают вести себя естественно. Вообще фотограф не должен хвататься за камеру в первый момент знакомства с человеком. Надо проявить выдержку, присмотреться к человеку, создать непринужденную, доверительную атмосферу и лишь тогда начинать съемку. После съемки надо расстаться с человеком по-доброму. Если репортер уважает себя, то он должен уважать и человека, которого снимает...
Юрий Абрамочкин
деятели культуры
и искусства
Юрий Абрамочкин, несмотря на быстрый темп фоторепортера,
всегда не равнодушно относился к искусству
Снимая человека, важно расположить его к себе, вжиться в атмосферу, а времени всегда в обрез. Можно снимать исподтишка, но это некорректно и неуважительно по отношению к личному пространству человека. К людям надо идти с открытой душой, и они отплатят тем же. Иду, например, по цеху, вижу рабочих на перекуре, спрашиваю разрешения постоять с ними вместе и покурить. Через какое-то время они уже не считают меня незнакомым человеком, начинают вести себя естественно, значит контакт установлен и можно начать фотографировать.
Юрий Абрамочкин
Мне всегда было интересно, как воспринимают мои фотографии. Работая над портретом, стараюсь уловить внутреннее состояние героя. Тогда эмоциональное воздействие снимка творит чудеса: самые разные люди начинают «разговаривать» с фотографией, как бы погружаясь
в неё.
Юрий Абрамочкин
ПОРТРЕТЫ ПОЛИТИКОВ
Будучи в близком контакте с правителями мира, фоторепортер Юрий Абрамочкин не упускал момента запечатлеть их.
Еще одно — многие люди моей профессии, приходя на съемку, начинают заставлять человека делать несвойственные ему вещи. Из-за этого многих фотографов называют «мучителями»: «Повернитесь, улыбнитесь, возьмите в руки папку…» и т.д. Я думаю, попадая в незнакомую обстановку, фотограф должен быть деликатен и не принуждать героев съемки вести себя неестественно.
Юрий Абрамочкин
Появлению фотокамер Nikon в Советском Союзе все фотографы могут быть благодарны именно Юрию Абрамочкину.
Расскажу вам одну историю, я не бравирую этим, но в принципе могу сказать, что Nikon к нам попал через меня. Это был 62-й год, меня уже начали посылать снимать Хрущёва. И вот стою я с другими фотографами, снимаю на свой Зенит. Вдруг ко мне подходит Косыгин и у нас возникает такой диалог: — Это советский аппарат?
— Да.
— Ну и как он?
А у меня тогда Гелиос 44 был. Я его снимаю, а в аппарате, там, где зеркало, верёвочка была. Я говорю: - Вот верёвочка эта, иногда рвётся. И когда она рвётся, снимок сделать невозможно.
— А на западе есть такие аппараты? - спрашивает Косыгин.
— Есть - говорю я.
— А как они называются?
— Nikon, например.
На этом нас позвали к Никите Сергеевичу, мы там отсняли материал и уехали. Прихожу я к редактору, а он:
— Я слышал тебе фотоаппараты наши не нравятся?
— Да нравятся они мне, но ведь и лучше есть.
Тогда он посмотрел на меня и говорит:
— Ладно, давай выписывай нам эти аппараты.
Так я и сделал. И так они появились у нас.

Юрий Абрамочкин
Фоторепортер и первый космонавт
За рубеж
Очень интересная фотография Юрия Абрамочкина , сделанная в зарубежных командировках. Не ограничиваясь обязательной программой, Абрамочкин красиво снимал жанр далеких стран...
Мне как репортёру близка жанровая, ситуативная, «живая» фотография. И здесь главное – не упустить мгновение действия. Репортажный кадр требует от мастера особого «чутья на момент». Его предвидения.
Юрий Абрамочкин
Снимая человека, важно расположить его к себе, вжиться в атмосферу, а времени всегда в обрез. Можно снимать исподтишка, но это некорректно и неуважительно по отношению к личному пространству человека. К людям надо идти с открытой душой, и они отплатят тем же. Иду, например, по цеху, вижу рабочих на перекуре, спрашиваю разрешения постоять с ними вместе и покурить. Через какое-то время они уже не считают меня незнакомым человеком, начинают вести себя естественно, значит контакт установлен и можно начать фотографировать.
Юрий Абрамочкин
ПЕРЕСТРОЙКА
Вся перестройка режима отражена в снимках Юрия Абрамочкина.
Что касается Горбачёва, мне стало казаться со временем, что он больше говорил, чем делал. Начал с политики «гласности», ликвидировал цензуру. Стала возможной свобода слова и печати. Советская пресса,
по признанию политологов, была в те годы лучшей в мире. Демократизация, которую генсек проводил под лозунгом «перестройки», оказалась настоящей революцией в нашей стране. Хотя кто-то и сейчас называет её контрреволюцией. Так или иначе, судьба отпустила этому
человеку на всё про всё лишь 2600 дней, с весны 85-го до зимы 91-го.
Юрий Абрамочкин
Воистину поступок Президента!
Уникальный документ он подписывает в присутствии своего пресс-секретаря и журналистов. Я еле успеваю присоединиться к ним, чтобы сделать исторический кадр. Чуть позже делаю второй:
зачехляют флаг СССР. Его только что сняли с купола кремлёвского здания, в котором ещё недавно заседал парламент СССР. Больше нет президента!
Нет флага! Нет государства – Союза Советских Социалистических Республик!

Смена власти.
Фото: Юрий Абрамочкин
ЮРИЙ АБРАМОЧКИН
Вся страна, весь мир, любая культура, направление искусства - везде был и вел фотолетопись репортер Юрий Абрамочкин.
Я постигал профессию, а профессия учила меня самого: преодолевать трудности, ценить удачи, не запрокидывать горделиво голову, а помогать коллегам и радоваться их успехам.
Юрий Абрамочкин
Воистину поступок Президента!
Уникальный документ он подписывает в присутствии своего пресс-секретаря и журналистов. Я еле успеваю присоединиться к ним, чтобы сделать исторический кадр. Чуть позже делаю второй:
зачехляют флаг СССР. Его только что сняли с купола кремлёвского здания, в котором ещё недавно заседал парламент СССР. Больше нет президента!
Нет флага! Нет государства – Союза Советских Социалистических Республик!

Фоторепортер Юрий Абрамочкин.
США, Белый дом
Если вы сделали фотографию и считаете, что она хорошая, повесьте её на улице и посмотрите. Если кто-нибудь остановится и посмотрит на ваш снимок, значит вам стоит пробовать себя в этой сфере.
И вот вам совет на будущее, не нужно бросаться на людей со словами «Вот я из издательства, вы должны встать так или эдак». Съёмка — это как охота. Будь быстрым, делай своё дело незаметно и не нужно никому мешать.
Юрий Абрамочкин
Юрий Абрамочкин прожил долгую и насыщенную жизнь. Не много из фотографов становятся эпохальными личностями. Профессионал мирового уровня в течении полувека, был неудержим до последних часов жизни, он невероятной оптимист и носитель высокой культуры и ответственности прежде всего к себе. Поэтому он был равно уважаем как президентами мировых держав, так и рабочими автоваза ...
Мы скорбим, дорогой Юрий Васильевич и невероятно гордимся вами!
Василий Прудников
РУСС ПРЕСС ФОТО
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda