12/04/2019
Алена Кочеткова
Обладательница ГРАН-ПРИ конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина калужский фотограф Алена Кочеткова стала лауреатом престижной международной премии фотожурналистики World Press Photo.
Снимок из ее документальной фотоистории «Как я болела» о собственной борьбе с раком занял 3-е место в номинации «Портрет».

КАК Я БОЛЕЛА

Слово «рак» у всех на слуху, люди боятся его, хотя едва представляют, что это за болезнь. Когда мне поставили такой диагноз, я тоже ничего не знала об этом и не представляла какой путь мне предстоит пройти - от страха за свою жизнь до надежды на выздоровление.
АЛЕНА КОЧЕТКОВА
Я почувствовала, что в моей жизни происходят изменения, но полностью их не осознавала. А. Кочеткова
Алёна Кочеткова
Россия

Фотограф и преподаватель фотографии. Родилась в 1988 году
в городе Калуге, выпускница экономического института. Преподаёт фотографию в Детской школе искусств №2 имени С.С. Туликова
в Калуге. Автор нескольких персональных и участник многих коллективных выставок.
Свою первую награду за фотографию получила в 2007 году – Диплом областного фотоконкурса «Надежда 2007», г. Калуга. С того момента становилась лауреатом и победителем множества всероссийских
и международных конкурсов, среди которых Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина, «Young man in 21 century», Photovisa, «Молодые фотографы России», Балтийская биеннале фотографии «Фотомания», «Волжское биеннале фотографии», Биеннале современной фотографии в Русском музее. Стипендиат Правительства РФ для поддержки молодых деятелей культуры
и искусства. Фотографии Алены Кочетковой приняты в фонд Государственного Русского музея и Чувашского государственного художественного музея. В своих работах исследует темы исторических и культурных связей человека с его родиной, то, как традиция и современность, взаимодействуя, влияют на духовную
и материальную культуру людей, наполняют смыслом их быт, формируют мировоззрение. Наравне с глобальными процессами
ей интересны и внутренние, происходящие в душе человека.
Снимая на улицах и в домах престарелых, реабилитационных центрах для наркозависимых и больницах, она пришла к выводу,
что в любой точке социального напряжения, не менее чем проблема в целом, достойны внимания личности людей, их надежды
и душевные устремления.

http://alyonakochetkova.com/

Алена Кочеткова
Фотограф (Калуга)
Искусство лечит, это определенно. Я уже не в первый раз вижу, когда фотография, точнее занятие ею ставит на ноги. Случай Алены особенный. Побороть рак, это не просто выйти из депрессии.
С физиологией справилась медицина, психологически выстоять помогла фотография. Алена представила обществу документальную историю - автопортрет, сделанный ею в самый сложный период своей жизни, она смогла визуально рассказать об этом так, что в этом видится и человеческий и творческий подвиг!
Признаться, мы все уверены были о возможностях Алены.
И, по-моему, 3-е место в номинации World Press Photo за снимок
из серии – это минимальный уровень награды для нее.
Василий Прудников
директор РУСС ПРЕСС ФОТО
2019 Photo Contest WPP, Portraits, Singles, 3rd Prize When I Was Ill / Photographer Alyona Kochetkova
Как я болела. Фотограф Алена Кочеткова - 3-е место в категории Портрет (Одиночные фото) World Press Photo 2019

ИНТЕРВЬЮ С АВТОРОМ
ВОПРОСЫ: Василий Прудников – директор РУСС ПРЕСС ФОТО
ОТВЕТЫ: Алена Кочеткова – фотограф, автор работ


Ты знаешь, что я плотно занимаюсь этой темой (World Press Photo),
не могу не пообщаться с тобой. Первые эмоции уже позади, в феврале уже было известно о номинантах. Сейчас представлено уже совсем официальное объявление лауреатов.

Спасибо, Василий! Мне очень радостно, на самом деле очень радостно.
Я перевариваю эмоции, ощущения от этой новости.

Алена, это уже не первое признание этой работы ...

Да, действительно не первое. В 2018 году работа получила несколько наград
в течении года, это ГРАН-ПРИ и 1 место Международного конкурса
фотожурналистики им. Андрея Стенина; ГРАН-ПРИ Международного
фотоконкурса «Молодой человек в 21 веке», Каунас, Литва; ГРАН-ПРИ
и 1 место конкурса «Род. Семья. Традиции» в рамках ежегодного фотофестиваля
ПитерФотоФест; 1 место XVII Межрегионального конкурса репортажной
фотографии «Памяти Александра Ефремова 2018».

А самое первое участие этой работы?

Конкурс фотожурналистики им. Андрея Стенина. Да, это первое, я помню последний кадр досняла как раз перед отправкой на конкурс 23 февраля 2018 года. А первый кадр снят 4 января 2018 года.

Поздравляю тебя с этим!
Признаться, мы все уверены были о возможностях твоей работы.
И, по-моему, 3-е место в номинации за снимок из серии –
это минимальный уровень для нее.

Поставленный диагноз был неожиданностью. Меня пугала неизвестность, а тревога усиливалась. А. Кочеткова
Алена, рад, что прославляешь Калугу. Очень фотографический город, теперь и статусный в этом плане, ведь по количеству российских лауреатов World Press Photo он уже на 4-м месте, после Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска. Помнишь, ты помогала мне организовывать выставку «Гран-при по-русски. Фотографии российских и советских лауреатов WPP 1956-2014»? Мы привозили выставку в Калугу из-за Николая Низова – лауреата World Press Photo 1988 года. Получается провидческое мероприятие и участие? Тогда думала уже «О, как бы стать лауреатом World Press Photo?» Ты уже крепким фотографом тогда была.

О, а я как раз родилась в 1988 году)) Я думала, как и где леску для развески достать)) А если честно, то глядя на те легендарные кадры, думала, какая ж там высота!
Я почувствовала, что в моей жизни происходят изменения, но полностью их не осознавала. А. Кочеткова
По правилам работы, жюри World Press Photo может выделить один снимок из серии и наградить его в одиночной номинации.
Жюри делает это в основном, чтобы спасти сильный кадр в слабом соседстве других в серии. Но о твоей работе такого точно не скажешь.
Все мощные. И решение жюри, по-моему, несколько странное.
Ты сильно расстроена действием жюри о выделении одного снимка?
Если уж так, то согласна с их выбором?

Да, я отправляла туда серию, как и на предыдущие конкурсы. То, что выбрали один кадр я не расстроилась, но я бы хотела, чтобы оценена была серия целиком, потому что я эту историю воспринимаю как развитие, где каждый кадр – это реальные мои ощущения. И когда я снимала, я решала что-то снимать
в красном свете, что-то нет, мне было очень сложно ее собрать, чтобы там была логика. Была очень тяжелая работа по отбору и в результате удалось выложить визуальный ряд моих внутренних ощущений и эмоций, это скачки
от спокойствия до вспышки, которые в фотографиях отражены красным светом. Если б меня попросили выбрать одну фотографию из серии, я бы этого не делала, но коль жюри WPP сделали это я не против их выбора. Но я не понимаю, почему в принципе оставили одну фотографию. Надеюсь все-таки, что жюри не считает остальные сюжеты слабыми и в их выборе есть профессиональная логика. Хотя понимаю, что, когда работает жюри создается такая совокупность мнений в процессе прений, что может вывести
к неожиданному результату…

Да, тебе и нам приходится принимать только это решение. Сожалею, что не было в составе жюри российского представителя в этом году. Уверен было бы иначе!
Ты скоро поедешь на церемонию награждения в Амстердам, задашь вопрос жюри об их решении?

Если представится возможность – обязательно!
Болезнь подтолкнула к размышлениям и переосмыслению жизни. Мысли множились и переполняли голову.
А. Кочеткова
Хочу поделиться своей версией. Думаю, такое решение было обусловлено желанием присудить награды другим сериям. Но, раз они дали твоей работе награду, значит знали историю твоей съемки, и … тем не менее выбрали другие – это две «модные» истории, одна тема про платья и вторая – избитая, но явно любимая тема World Press Photo про трансгендеров, только на этот раз возрастных. На этом фоне твоя история на несколько порядков выше – в которой автор снял сам себя, про личное испытание – борьбу с раком, которое неизвестно как могло закончится и сделано это невероятно фотографически.
В общем я не согласен с решением жюри.

Алена, снимая эту историю ты уже думала о формате фотоистории или пока просто, будучи фотографом фиксировала свои ощущения?

Да, все началось с ощущений. И с первой реальной боли в костях ног.
У меня возник образ горящих углей в моих ногах. Так появилось желание отразить это визуально, так появился первый кадр. При начале съемки я абсолютно точно не думала о каких-то конкурсах, но первый кадр меня спровоцировал на продолжение съемки. Я расценивала для себя это как решение творческой задачи и это действительно помогало мне отвлечься.

Есть такое понятие арт-терапия, но тогда я тоже об этом не думала.
Я просто снимала, потому что иначе развеяться – куда-то пойти или на улице отстраненные сюжеты поснимать, мне было сложно и физически, и психологически.

Важным для меня был красный цвет. Он ассоциировался с огненными вспышками боли, это цвет химии в капельнице, это цвет тревоги.
А еще у меня есть темнота в сюжетах – это символ неизвестности. Ты не понимаешь, что будет с тобой завтра… Ну, а последний кадр, он светлый.
И свет пробивается в замкнутое пространство подавая надежду.
Я вспоминаю, что прошлая зима была очень скудная на солнечные дни, я их ждала и поэтому помню так хорошо.

Вообще это серия автопортретов, как внешне визуальных, так и внутренних. Кстати, давно было желание сделать автопортрет, и, что делать, вот такой мотив дал реализацию.

Алена, история снята вся в одном месте?

Да, все кадры, представленные в серии сняты в одной моей комнате, кроме снимка с капельницей, он снят в больнице. В больнице совсем немного снято кадров, практически все дома. Как ни странно, много снимала по ночам.

Но, случилась еще беда, к физической боли добавилась психологическая –
от кражи моего ноутбука со всей уже проведенной съемкой и всем архивом за последние 3 года. Вот тут я правда не на шутку испугалась – психологическое состояние – будто землю из-под ног убрали. Очень переломный момент был. Но, рада, что выстояла и конечно продолжила снимать. Все кадры вызваны реальными ощущениями, а желание снимать подсказывалось еще и случайно увиденным солнечным бликом, предметом. Видимо творческое начало шло впереди меня) .
Тонкая нить капельницы разделила мою жизнь на до
и после. Так началась борьба за выздоровление.
А. Кочеткова
Боль в костях после химиотерапии напоминала мне тлеющие угли - она вспыхивала в разных частях тела
и невозможно было найти удобное положения. А. Кочеткова
Алена, история очень личностная, знаю, что в таких случаях сложно делать объективный отбор самому. Как у тебя было с отбором сюжетов в серию, сложно? Помогал кто-то?

Я снимала себя, но в тоже время я общалась с другими людьми, в больнице,
с врачами, с окружающими. И потом, когда я начала уже складывать серию, думая прежде всего про себя, но я стала уже понимать, что тема настолько важная, что видится шире личной моей истории. Я заметила в связи с этим два диаметрально противоположных мнения о заболевших раком. Первые относятся легко, особенно к тем, кто выздоровел. Мол, из стадии рака не выходят и значит это был не рак. А вторые наоборот, не то, чтобы понимают тяжесть, а даже относятся к больным как уже приговоренным, прокаженным что ли, на уровне смертника. Такие даже не знают, как с нами разговаривать,
о чем…, что сказать в утешение человеку обреченному? Также в быту очень много разных мифов, некоторые думают, что рак заразен. Были случаи, когда
в парикмахерских отказывались женщин стричь. Детей вот выселяли из одного московского дома.
А человек, который в такой ситуации оказался, а мы ведь с разными характерами, и под действием лечения это все усугубляется, в том числе страхи.
Мне лично повезло с окружением – и родные и знакомые обеспечили максимально возможный комфорт для меня, а ведь и у меня были психологические выпады, истерики…
В обществе точно не хватает понимания. Надеюсь моя фоторабота людям подскажет, что важно быть повнимательнее.

Алена, да, но ведь не все, и особенно не фотографы смотрят результаты конкурсов фотожурналистики. Прежде всего необходимо вести разъяснительную работу медработникам и социальным службам.

Кстати, вот, вспомнила – у меня же есть и негативные отзывы на мою фотоисторию, в том числе и от медработников! Мне в соцсети писали
с сожалением, что ж я такое делаю, зачем выношу на всеобщее обозрение личное. А ведь такой хороший фотограф !!!
Меня, как и многих, мучили вопросы: «за что и почему это случилось именно со мной?» Однозначного ответа найти невозможно. Важно не искать в вере лишь средство исцеления, а понять, что болезнь - это испытание. И это ценная часть жизни, которая учит многому и дает импульс к внутреннему изменению. А. Кочеткова
Бессонница, тошнота, тяжесть в груди и головная боль усиливали внутреннее напряжение. А. Кочеткова
Скажи, а что, если твоя фотоистория была бы представлена как мини выставка в социальных и медучреждениях, там, где онкобольные присутствуют. Как пример победы над болезнью. Работа очень деликатно и творчески сделана. Или же разработать ряд постеров на базе твоих фотографий для онкодиспансеров.

Нет. Василий, это для тебя она (фотография) красивая! А человек, получивший диагноз находится в шоке, и он вряд ли, думаю даже точно, не оценит подобный посыл. Вот, он увидит лысую женщину, которая не может есть борщ. Думаю, радости ему это не принесет.

Вот, World Press Photo в своем духе выбрало самый жесткий сюжет! )

Люди, который прошли подобный путь, говорили мне – Да, мы узнаем себя, все точно так же, мы это помним. Но и среди них есть разные мнения – кто-то не хочет возвращаться к этой теме, другие говорят да, нужно и спасибо за фотоисторию.

Кстати, РИА Новости тоже высказывали намерение сделать социальные постеры на базе моих фотографий, но продолжения пока не было. Планировалось и встречи с онкобольными проводить, и я только за! Рассказать, как творчество помогает в борьбе с болезнью. Да, это арт-терапия. Но, повторюсь, это если поможет, то тогда, когда у человека, принявшего диагноз пройдет первый шок. В начальный период не то, что агитацию, самого себя не можешь адекватно воспринимать. И еще вот что – есть разные категории раковых больных, в которых очень разная степень тяжести и даже
я не со всеми готова психологически говорить.

Я видела фотоработы немецкой женщины-фотографа, которая фотографировала себя в стадии болезни в позитивном ключе. Смотрите как
я держусь. Но тоже как-то странно выглядит. На фото полный позитив и в чем тогда трагедия?

И подобные работы не должны давить на жалость. Я, например, точно об этом не думала. Жалость, она со знаком минус идет. А вот сочувствие, когда ты
с любовью относишься, это важно. Любви не хватает.

Скоро поедешь на Awards Days, апрель в Амстердаме прекрасен, фестиваль тюльпанов, День рождение Королевы, и конечно дискотека World Press Photo по случаю награждения! Еще раз поздравляю, новых эмоций и прекрасных светлых работ!
Выпадение волос, само по себе, безболезненно, но эмоционально это принять сложно.
Новая «прическа» вместе с опухшим лицом раздражали меня. А. Кочеткова
Я не могла ни на чем сконцентрироваться, порой было ощущение, что я - разбившийся стеклянный сосуд. А. Кочеткова
Многое, что казалось важным, стало малозначимым и померкло. Зато проявилась большая любовь,
которая укрепляла и давала надежду. А. Кочеткова
Даже положительный результат лечения не дает полных гарантий, что болезнь не вернется. Но всегда остается надежда на лучшее. А. Кочеткова
Поздравляем также Диану Маркосян (Diana Markosian)
российско-американского фотографа Magnum Photos, этническую армянку, ставшую лауреатом 1 места в категории Современные проблемы / Contemporary Issues.
Жюри конкурса отобрало ее снимок под названием "Кубанита", на котором изображена девушка по имени Пура, разъезжающая по Гаване в розовом кабриолете 1950-х годов, пока местные жители собираются на празднование ее 15-летия. https://www.worldpressphoto.org/collection/photo/2...
Подготовлено:
Институт Профессиональной и Любительской фотографии РУСС ПРЕСС ФОТО
www.mipap.ru
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda