статья #013 22/12/2018
Лев Бородулин - звезда
мировой спортивной фотографии
21 декабря 2018 года на 95 году ушел из жизни мастер спортивной фотографии - легендарный советский фотограф Лев Бородулин. Его снимки стали эталоном репортажной фотографии.
ЛЕВ БОРОДУЛИН
«Лучших фотографов России я уже знал с детства. Когда мне было уже около четырех лет, оказался в гостях у пионера советской фотографии, легендарного Н. Свищова-Паоло. В память об этом осталась моя детская фотография и мечта стать фотографом». Лев Бородулин
Фотограф Лев Бородулин призывает «перековать штыки на штативы».
Москва. Июнь 1992. Фото А.Воронина
С самого начала этого года (2018) в разных странах проходили выставки приуроченные 95-летию знаменитого на весь мир легендарного спортивного фотографа Льва Бородулина. Под самый конец года его не стало.

Лев Абрамович Бородулин – классик советской и израильской фотографии, легендарный спортивный фотограф. Родился в Москве в 1923 году. В 1940-м поступил на художественное отделение Московского полиграфического института, но уже через год ушел на фронт. Прошел всю войну, дважды был серьезно ранен, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За взятие Берлина». В качестве трофея привез фотоаппарат Leica и, совсем не от творческих мотивов начал фотографировать – зарабатывал на кусок хлеба, чтобы прокормить престарелых родителей. По поручению бывшего командования составлял фотолетопись своего полка – делал снимки однополчан, и по собственному интересу собирал фотографии у знаменитых фотографов, которые снимали войну. Так началось собирательство, выросшее впоследствии в страсть жизни.

Лев Бородулин
Портрет Льва Бородулина, будущего легендарного советского и мирового масштаба фотографа. Москва. 1947 год.
«Я начал с Евгения Халдея – автора самых знаменитых военных фотографий: сгрудившиеся у репродуктора люди слушают речь Молотова на московской улице, дорожный регулировщик на Александр-плац в Берлине, водружение знамени победы над Рейхстагом. Мастера не только охотно делились со мной снимками, но и рекомендовали меня коллегам. Так я попал к Рюмкину, Шагину, Альперту. В конце концов, я так влюбился в фотографию, что и сам стал фотографом».
Лев Бородулин, фотограф
Возвращение с лыжной прогулки. Москва, 1956 Фото: Лев Бородулин
После войны вернулся доучиваться в институт.
Примерно тогда же, в послевоенные годы, Лев Бородулин всерьез увлекся фотографией. Первая публикация состоялась в 1947 году в студенческой газете «Сталинский печатник». Затем долгое время работал в фотолаборатории (благодаря приобретенным там техническим навыкам, впоследствии стал одним из первых «цветников» в Советском Союзе). Постепенно его снимки начали публиковать в различных журналах. Работал в журнале «Спортивная жизнь России», одновременно снимая и для других изданий, а в конце 50-х Бородулин стал фотокорреспондентом самого популярного журнала в стране «Огонёк».
Огонёк
Как говорит сам Бородулин, он с голодухи «и нафотографировал» всевозможные спортивные соревнования, которые очень любил. Да так нафотографировал, что эти снимки напечатали в одном из ведущих журналов страны, а Бородулина через несколько лет признали классиком спортивной фотографии. А еще через несколько лет, когда Бородулин уже эмигрировал из Страны Советов на Землю обетованную, его работы стали продаваться на аукционах «Sotheby's», «Christie's» и «Swann».
«Папа, больше жару!»
(на снимке народный артист СССР Михаил Жаров с дочерьми делает зарядку).
Фото: Лев бородулин ("Огонек")
В журнале «Огонек», где я проработал почти всю свою жизнь, меня вдохновляли практически все. Там было очень много хороших творческих людей. Семен Фридлянл привел меня в «Огонек», у нас там была общая фотолаборатория с Дмитрием Бальтерманцем. Мы часто обсуждали наши работы. Впоследствии он стал моим босcом, прекрасно разбирался в фотографии и предоставлял мне много творческой свободы. В «Огоньке» фотографу никогда не говорили, как и что надо снимать.
Лев Бородулин, фотограф
Спорт и искусство
В то время фотография должна была в первую очередь выполнять агитационные функции.
Лев Бородулин, художник по образованию и убежденный формалист, последователь основателей советского модернизма Александра Родченко и Бориса Игнатовича, выбрал единственную область, в которой художник мог быть относительно свободен от идеологических установок – спорт. Он не хотел быть частью пропагандистского аппарата, его интересовало искусство.

Спорт и искусство. 1978 год
Лев Бородулин

Когда Лев Бородулин стал фотокорреспондентом самого популярного журнала в стране «Огонек», в течение пятнадцати лет его свобода была практически неограниченной – по заданиям редакции он выезжал на Олимпиады и все значимые спортивные события в мире.

Снимки Бородулина сразу перешагнули рамки официальных фоторепортажей, фиксирующих успехи Советского Союза. В каждом движении спортсменов, в пластике их фигур, в линиях рук он видел четко отточенный рисунок или сложно переплетающийся орнамент, улавливал самые тонкие чувства, черты характеров спортсменов. Умение мастерски «словить» мгновение, выстроить композицию, расставить акценты переводило снимки Бородулина в сферу высокого искусства, делало эмблемой эпохи.
Тет-а-тет. Рим. 1960 Фото: Лев Бородулин
В 1960-х Лев Бородулин стал бесспорным лидером спортивной фотографии.
В 1964 году английский ежегодник Photography Year Book назвал его звездой мировой фотографии, в 1967-м он был признан лучшим фотографом года по версии японской газеты «Асахи», в 1971 году в Мюнхене за достижения в области спортивной фотографии Лев Бородулин был награжден золотой олимпийской медалью.
Первая олимпийская золотая медаль — советская!
Лев Бородулин настолько любил и был пропитан спортом, что даже уже не будучи спортсменом, фотографом умудрялся получать спортивные награды – на фотовыставке, приуроченной к открытию Олимпийских Игр в Мюнхене в 1972 году, его фотография получила золотую медаль, что дало повод газете «Правда» гордо заявить в заголовке статьи: «Первая олимпийская золотая медаль — советская».
Фотоэтюд, отмеченный золотой олимпийской медалью в Мюнхене, – «Тренер Викентий Дмитриев и его будущие чемпионки» (Витебск. 1964 г.).
В кадре – выдающийся витебский тренер по художественной гимнастике и его юные ученицы.
С юмором - значит с любовью!
Я был спортсменом, играл в баскетбол. И даже выступал за сборную Москвы. Наверное, с этого и началась любовь к спортивной фотографии. Кроме того, спортивная фотография защищала меня от идеологии и политики.
Лев Бородулин, фотограф
Но, даже спортивная тематика была не до конца избавлена от внимания цензуры. Сильно скандальным снимком Льва Бородулина стал «Прыжок с вышки». Фотография украсила обложку «Огонька», посвященную Олимпиаде 1960 года в Риме. На следующий день газета «Правда» вышла с разгромным письмом «читателя», под этим прикрытием от имени народа, главный идеолог страны Михаил Суслов выразил возмущение на неожиданный и вызывающий для того времени ракурс взгляда фотографа.
"Читатель" товарищ Суслов, который однажды поутру, решив полистать периодическую печать, увидел на обложке уважаемого советского издания девушку, летящую с вышки. Поскольку Бородулин фотографировал спортсменку чуть выше высоты ее полета, то девушка вышла на фото не в профиль, не анфас и даже не боком, а самым натуральным советским задом.
Он разнес в пух и прах манеру съемки фотографа, обвинив в формализме, обозвал снимок „летающей ж…" и раскритиковал за формализм.
За Бородулина вступился тогда главный редактор журнала Анатолий Софронов, взяв всю вину на себя, а много лет спустя тот самый снимок был продан на аукционе Sotheby's за 3 793 доллара.

Рассказывали, что в 2003 году на выставке приуроченной к 80-летию автора, посетители совсем не интересовались у консультантов особым бородулинским подходом к фотографии, не спрашивали даже о стоимости этих фотографий, а на входе задавали билетерше один и тот же вопрос: «А ж… будет?» На что билетерша уже привычно отвечает: «Конечно, будет, куда же без нее».
«Ж…» – это, пожалуй, самый известный и дорогостоящий снимок.
У Бородулина - "рыбий глаз"
Фотограф Лев Бородулин был первым обладателем в СССР сцецифического объектива "рыбий глаз" (fish eye). Благодаря этому стал и первым автором таких необыкновенных снимков как «Мы играем в волейбол» и «Гимнастический круг», сделанные с помощью этого фотообъектива.
Гимнастический круг. 1969 Фото: Лев Бородулин
Borodulin Collection
В 1973 году на пике славы Лев Абрамович Бородулин эмигрировал в Израиль. Там он продолжил любимую работу не менее самозабвенно, тем более главным цензором теперь выступал собственный вкус и чутье художника и стал одним из известнейших израильских фотохудожников. Он прославился и как успешный коллекционер, создав с сыном Александром Фонд Borodulin Collection – одно из крупнейших в мире собраний классической советской фотографии. http://www.borodulincollection.com/



Лев и Александр Бородулины, 1997

Пять советов фотомастера Льва Бородулина
  1. Стараться отходить от группы фотографов и быть немного вдалеке.
  2. Концентрироваться не только на победителях, но и на побежденных.
  3. Самое главное – думать, прежде чем снимать. Хотя это не всегда получается.
  4. Думать не только о моменте, но и о ракурсе.
  5. Очень важно предугадывать момент.
Фотограф Лев Бородулин призывает «перековать штыки на штативы».
Москва. Июнь 1992. Фото А.Воронина
Гонки на велотреке. 1963
Гонки на велотреке. 1963. Фото: Лев Бородулин
В спорте было два великих Льва – вратарь Яшин и фотограф Бородулин. Один искусно брал мячи, второй "забивал" гениальные кадры! Лев Бородулин в 60-е годы прошлого века поднял планку мастерства спортивного фотографа так высоко, что дало превосходную школу для отечественных фотографов. Отрадно, что и сегодня советско-российская спортивная фотография традиционно очень сильна в мире. А я считаю и лучшая!
Василий Прудников
РУСС ПРЕСС ФОТО
Подготовлено:
Культурный проект РУСС ПРЕСС ФОТО
www.russpressphoto.ru
В материале использован авторский текст и фотографии Льва Бородулина.
Подписка на статьи
Оставьте адрес вашей почты, чтобы быть в курсе свежих статей.
Они выходят раз в неделю.
Made on
Tilda