Мы поговорили с Павлом Павловичем о «тихой фотографии», о героях – соавторах, о создании диптихов, о символах, об особом отношении к женщине, о сравнении фотографии с великой музыкой, о снах с сюжетами фотографий.
– Павел Павлович, Вы сказали о себе, что «исповедуете «тихую фотографию», расскажите об этом.
– Мне пришлось перейти на другую камеру, когда сняли с производства плёнку, с которой я работал много лет. Долгое время у меня была узкая камера, а она как скрипка, когда прирастает к рукам – можно всё что угодно снять, она подвижная, отличный инструмент для репортажей. И вот я перехожу на ролик
6 на 6, ставлю камеру на штатив и неожиданно делаю открытие, что штатив – это как ось земная. Тебе не нужно бегать с камерой, ты погружаешься в то, что снимаешь и начинаешь по-другому это осмысливать. Такая фотография заставляет внимательно смотреть, размышлять, возвращаться к ней. Она не «шарахнет» тебя по глазам.
А поскольку я это делал для себя, я и придумал такой термин «тихая фотография».
– Как Вы общаетесь с героями Ваших съёмок?
– Каждый человек – это вселенная для меня. Я прихожу к своему герою и растворяюсь в нем, отказываюсь от себя, собственного видения. Казалось бы, абсурд, ведь я – творческая личность. Но я делаю себе такой настрой – и совершенно другие вещи открываются. Я прихожу к человеку как чистый лист, как будто я всегда только начинаю.
Я противник универсальных средств. Конечно, я внутренне готовился
к съёмкам, когда возможно, собирал информацию, узнавал биографию, чем увлекается, что это за личность. И даже придумывал для себя несколько вариантов съёмки и начинал с этого. Но если видел, что не получается, старался сделать что-то уже исходя из реальной ситуации.
Я рассказывал человеку о себе, даже «заговаривал» его, втягивая в процесс. Объяснял, что результат зависит от нас обоих и он мне помогал, возможно,
сам того не подозревая.
Главная моя задача при съёмке портрета – открыть в человеке самые лучшие его черты, возможно, открыть даже для него самого.
– Когда Вы делаете фотографию, сразу понимаете, что она станет частью диптиха или триптиха?
– Диптих «Боевые подруги» сложился с течением времени. Я был знаком с героями по газете. Три подруги, птичницы из Нового Оскола. С началом войны записались добровольцами на фронт, дошли санитарками до Будапешта, по-моему. После войны их кто-то на память сфотографировал. Подруги вернулись в родные места и снова стали птичницами. Я делал о них материал для газеты, снял на рабочих местах, на птицезаводе. Они показали мне военную фотографию, я её переснял. И хранил у себя в архиве. И однажды я решил вернуться к ним. Я распечатал их военную фотографию 50 на 60, наклеил её на картон и поехал в Новый Оскол. Дома у Веры Степановны я их собираю, рассаживаю за столом, как на фотографии и вешаю её над ними. И делаю снимок, первый. А начиналось все, как чаепитие. Чашки перед ними пустые стояли. Я снял, чай попили, и я уехал. Ведь не всё возможно сразу осмыслить, правда? А потом я стал размышлять, что такое чашка, чаша... Это судьба, жизнь человека. Чаша – это сосуд с содержанием жизни. То есть чайная чашка превратилась в символ.
– Но Вы при съёмке не закладывали такое значение?
– Нет. А я и говорю, что не всё от меня зависит. Сама жизнь как бы подбрасывает мне такое вот «сможешь ты это осмыслить или нет?». Это какой-то необъяснимый, меня не касающийся процесс, я просто участвую в этом.
– Жизнь богаче вымысла.
– Безусловно. И потом, она меняется.