Венедикт Ерофеев – явление в русской литературе яркое
и неоднозначное. Его знаменитая поэма "Москва-Петушки", написанная еще в 1970 году, своего рода философская притча, произведение вне времени, ведь Ерофеев создал в книге свой мир, свою вселенную, в центре которой - человек, "человек как место встречи всех аланов бытия". Впервые появившаяся на страницах журнала "Трезвость и культура", поэма "Москва-Петушки" стала настоящим откровением для читателей и позднее была переведена на множество языков мира. А.Генис
«Москва-Петушки» – постмодернистская поэма в прозе
Венедикта Васильевича Ерофеева (1938-1990).
Написана в автобиографической манере (1969-1970).
Поэма появилась на свет осенью 1969 года (по словам автора,
за пять недель «на кабельных работах в Шереметьево-Лобня»). Впервые была опубликована летом 1973 года в Израиле в журнале «АМИ», вышедшем тиражом в 300 экземпляров; затем – в 1977 году
в Париже.
В СССР издана только в эпоху перестройки в 1988-1989 годах, сначала в сокращённом виде в журнале «Трезвость и культура»,
а затем – в более полном виде в литературном альманахе «Весть» и, наконец, почти в каноническом виде в 1989 году в издательстве «Прометей».
Поэма «Москва-Петушки» имеет художественные особенности – циклическую структуру, её лексика составляет смесь из библеизмов, советских газетных штампов, скрытых и прямых цитат из русской
и мировой литературы и классиков марксизма-ленинизма, в том числе присутствует немало нецензурной лексики.
Рекомендуется к прочтению с комментариями Эдуарда Власова,
но самое главное – в электричке, лучше – по маршруту «Москва-Петушки».
Мы прочитали заранее, чтобы в поезде ловить те моменты, которые обозначались в поэме. Каждый студент выбрал своё ключевое слово, на которых строится повествование – это конечно алкоголь, Красная площадь, Курский вокзал, ресторан, электричка, конфеты «Василёк», перон, кондукторы, подъезд, посуда, библейские сюжеты и пр.